Previous Entry Share Next Entry
Из биографии Бидструпа
tito0107
Смотрю сейчас книжку Херлуфа Бидструпа, вышедшую в издательстве "Детская литература" в 1988 г. Как коммунист и друг Советского Союза Бидструп обличает ужасы капитализма и нахваливает социализм.
Знаменитый карикатурист родился в Берлине в 1912 г. Во время ПМВ его семья перебралась в Данию. Бидструп пишет, что только через несколько лет им удалось получить квартиру. Что значит "получить" в переводе на русский: "купить", "снять", или действительно получить служебную квартиру? Непонятно. В любом случае, семье Бидструпа могло бы позавидовать большинство советских семей в середине 20-х годов, да и в конце 80-х - тоже очень многие.
Далее он пишет, как подростком объездил всю Данию на велосипеде (роскошь для большинства его советских ровесников), а в двадцать с небольшим, будучи студентом художественного училища при копенгагенской Академии, проехал на велосипеде всю Германию, Австрию и добрался до Венеции (в Норвегии и Швеции он побывал еще до этого). Три границы пересек без проблем (во всяком случае, о проблемах он не пишет) в то время, когда уже во всю свирепствовал фашизм. Бидструп с другом хотел попасть в Рим, но у них закончились деньги ("Случилось так, что в Венеции мы остались без гроша"), поэтому они питались в столовой для бедных, где нехорошие чернорубашечники* бесплатно кормили бедняков вонючей похлебкой. А потом поехали на велосипедах домой (деньги прислали?).
В 1939 году Бидструп с друзьями решил посетить Париж. Поскольку в немецких газетах раздвались угрозы в его адрес за антинацисткие карикатуры, он решил, как он пишет, добраться до Парижа окольным путем. На автомобиле он доехал до Антверпена (для этого все равно пришлось пересекать территорию Третьего Рейха, думаю, советские дети, у которых не было проблем с географией, это бы поняли), а оттуда, на поезде - до Парижа. Там их и застало известие о начале Второй Мировой, поэтому в Париже они были недолго - из Антверпена в Данию плыли уже на пароходе.
* Постоянные читатели знают, что никакой симпатии к фашистам я не испытываю

Recent Posts from This Journal

  • О сознании у животных

    В итоге все сводится к вопросу о признаках сознания.

  • Первопечатники

    ИМХО, вероятность выше 50 процентов, что 3D-принтеры останутся уделом любителей, как хлебопечки какие-нибудь*. Ну, или что уж далеко ходить - как…

  • Рафаэлло да Мессина

    Джироламо Алибранди. Святой Петр Джироламо Алибранди, прозванный Рафаэлло да Мессина (т.е. мессинским Рафаэлем) родился в Мессине около 1470 г.,…


  • 1
Ну, с географией тут у Вас небольшой прокол вышел: в Антверпен из Венеции можно ехать и через Германию, но не обязательно - можно и по территории Швейцарии и/или Франции.

Они в Антверпен ехали не из Венеции, а из Копенгагена. В Венецию они ездили за несколько лет до того.

Немного буквоедства: Бельгия со Швейцарией не граничит, так что в объезд Германии все равно пришлось бы ехать через Францию (ну или через Францию и Швейцарию).

Ну я там и написал "по территории Швейцарии и Франции". Плохо у Вас с буквоедством :)

ознакомился с его творчеством в 90-х. Очень понравилось.

Мне тоже очень нравится, причем не только карикатуры. Подумал сегодня, что одним из мест, где художники-реалисты 20 века могли проявить себя в полную силу, стала карикатура. До этого несколько дней смотрел работы Кукрыниксов. Тоже замечательные художники.
Кстати, стилистика и Кукрыниксов и Бидструпа и Диснея тоже (и его бесчисленных последователей) идет из ар-нуво.

>> Подумал сегодня, что одним из мест, где художники-реалисты 20 века
>> могли проявить себя в полную силу, стала карикатура.
Интересная мысль. Полагаю, имелось ввиду то направление, где они достигли наибольших успехов в XX веке?

Фотография и кино лучше справлялись с теми задачами, которые веками решала реалистическая живопись. Поэтому художникам с "острым глазом" нужно было куда-то податься. Многие из них и пошли в фотографы и кинооператоры. А другие подались в карикатуру и анимацию (которая, в свою очередь, является детищем карикатуры, во многом)

Можно ещё вспомнить, что великий пролетарский писатель и основоположник советской литературы жил себе в Сорренто, принимал рабочие и не очень делегации из первого в мире государства рабочих и крестьян, и даже ездил туда-обратно побеседовать с товарищем Сталиным. В фашистской - в собственном смысле слова - Италии. И обратно к тем фашистам он пытался отпроситься у Сталина в 1934 году, но было уже слишком поздно...

. В капиталистической Дании дело обстоит не так, как в Советском Союзе, где молодые художники, окончившие учебное заведение, получают задания и гонорары за свою работу. Таким образом, они совершенствуют свое мастерство, особенно же важно, что их произведениями интересуются широкие массы народа. В Дании молодые художники не получают заказов, вообще картины покупает небольшая группа оптовых торговцев, директоров или владельцев велосипедных и молочных заводов, да еще хозяева крупного пивоваренного завода, покровительствующие искусству. Государство, правда, тоже оказывает помощь художникам, но в таких скромных размерах, что о ней и говорить не приходится.



В Советском Союзе я побывал впервые в 1952 году в составе делегации. В течение многих лет, с той поры как я себя помню, западная пропаганда - газеты, журналы, кино и не в меньшей мере учителя в школе - преподносила сведения о Советской стране в совершенно определенном духе. Теперь я мог сравнить созданную ими картину с действительностью и был поражен тем, как мало между ними сходства. Изображение Советского Союза, нарисованное западной пропагандой, было как бы негативом фотографии. Все, что на готовом отпечатке должно быть белым, на негативе - черное. Мы, участники делегации, видевшие Советский Союз своими собственными глазами, сочли своим долгом напечатать негатив; полученное фото оказалось таким прекрасным, что даже не нуждалось в ретуши. Сам я вообще никогда не ретушировал и не приукрашивал правду. Социализму нечего бояться правды, ее не выносят противники прогресса - поэтому главное орудие их пропаганды - ложь.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account