Previous Entry Share Next Entry
О субъективном восприятии возраста
tito0107
Когда ты сам становишься старше, молодые люди, как правило, выглядят все моложе и моложе.
Вот, на днях видел свою бывшую ученицу. Ей 24 года, но, по ощущениям, и выглядит и ведет себя совсем как подросток. И не она одна. Но если абстрагироваться - нет, на 24 года и выглядит и ведет себя соответственно возрасту. Мои ровесницы в те же годы едва ли выглядели старше.

И непонятно: вот эта тенденция к инфантилизации, что молодежь не хочет взрослеть - насколько она объективна. Может, сами исследователи просто становятся старперами?

С другой стороны, и я, наверное, кому-то подростком кажусь.

Posts from This Journal by “возраст человека” Tag


  • 1

Говорят, что подростковый возраст сейчас идет до 24 лет


Имхо, жить стали дольше, поэтому сейчас средний возраст начинается не раньше 45-и, пожилой - в 70. Скажи 65-летнему человеку, что он пожилой - многие обидятся. При том, что внешне люди не выглядят сильно моложе, чем их ровесники 100 лет назад, особенно, если зубные протезы снять.

Протезирование улучшилось, теперь можно импланты поставить.


Вчера ей было 30 лет до пенсии, а теперь уже 40 - вот и помолодела

Тот же Савельев утверждает, что к 50ти активизируются лобные доли мозга. Человек начинает мыслить и видеть мир несколько иначе, свое поведение 5-10летней давности оценивать как легкомысленное, т.е. подростковое.


Кажется, я напоминала Вам о работе Ф.Василюка, где раскрываются типологии внешних и внутренних миров, написано, кроме Пс.журнала, далее в его работе "Психология переживания". Автор очень толковый, с академическим подходом, но и прекрасно ориентированный в практике. К сожалению, умер года 2 тому назад. Могу обозначить восприятие поколения конца 20-начала 21 века, процитировав высказывание одного первоклассника, где-то лет 13 назад услышанное от него в диалоге:"а зачем мне в школу ходить? я открою яндекс и в сё там найду"

Пришлось, справляясь с шоком реагировать."А как ты узнаешь, что именно там искать? К примеру, ты знаешь, что раньше мир представляли лежащим на трёх слонах, стоящих на огромной черепахе?"

Этим я его ввергла в культурный шок...

Наблюдаю детей регулярно в силу профессии, работаю с ними в диалоге. И вижу, что последние лет 15, с развитием информационных технологий и рекламных там же - мир в восприятии детей, и выросших в том числе - удобный, он как бы дан априори.

У них недостаточно связей, системной картины мира - всё как бы образуется само собой, дольше засчёт этого сохраняется наивная картина мира.

Чем это чревато? Я недавно где-то назвала это "эффектом Гаутамы Будды" - только реагируют они по-разному, благо общественные процессы им создают эту зыбкую почву.
Во-первых, ориентированы на здесь и сейчас, и эгоцентрически. Те, кто пошёл идентифицироваться "досрочно"(в терминах теории идентификации) - там мы видим узнаваемую картину - образование или работа плюс семья и дети.
Но - поскольку в наше время, сегодняшнее, узок рынок реального труда - огромный массив молодёжи пристраивается родителями в обучение всеми правдами и неправдами. Это сектор скрытой безработицы, а, значит , и более позднее время становления и зрелости.

Сейчас, последние месяцы, где-то уже встречалось мне неоднократно сетование на отсутствие развития системного мышления в образовании, в отличие от прежней, советской модели. Ну вот, вспомнила - есть на ютубе выступление Ясюковой, она давно занимается диагностикой структуры интеллекта, в Питере, авторитетный специалист, стоит послушать.
К этому же - учитывая загруженность мозга современных детей визуальной информацией - активно функционально развиваются(нагружаются) иные зоны мозга - и соответственно, когда сегодня говорят о "клиповости мышления" - это не что иное, как постнатальные процессы в онтогенезе, тут нейропсихологам - слово, к примеру -А.В.Семенович и другие раскрывают тему, причём есть базовые книжки об этом, а есть, полагаю, и исследовательские статьи последних лет - не искала пока, но любопытно бы найти толковое.

К слову об информсреде - поскольку в отпуске, приходится иногда смотреть телевизор, и вот на днях в одном фильме, кстати фильм о дикторе Левитане - есть просто чудесные куски, и большие, предлагаю просмотреть в контексте интересующей Вас темы - о том, что значило и как воспринималось воздействие на массовую аудиторию РАДИО.

Вот прямо в аналогию с сегодняшним интернетом, и сетования, и тревога старших - на это средство массового окучивания сознания. Найдите, категорически настаиваю, там хороший видеоанализ, сравнительный, советского и гитлеровского (что по Гитлеру и его харизме, то есть прекрасная работа Юнга "Анализируя диктаторов" быть может, название неполно, но тоже прочтите, если не попадалось).

Есть у меня пара книжек по рекламе, специально купила для анализа психологии рекламы - там весь инструментарий воздействия по полочкам расписан, если будет интересно, то, когда вернусь домой - скину названия.

Я купила их года 4 назад, если не более, а достала с полки недавно, просмотрела вскользь, я знаю, что они толковые - т.к. выбирала вручную, в реале.
А потянулась я к эти книгам не просто так, а в связи с новыми клиентскими(детскими) проблемами - социальные сети.
Они, как мы понимаем, на сегодня являются мощнейшим фактором, формирующим картину мира подростка.
Это не общие слова - я иду от практики работы.

Если вначале дети вошли в информпространство через соцсети - как коммуникативную структуру, то через некоторое время на них вылилась афористика.
И слава бы богу, если это проверенная временем афористика.
Но затем наступил в соцсетях, если можно так выразиться, "век мемологии".

Почему вдруг начали креативить - только ли оттого, что это - вынесенные вовне размышления о жизни, отголоски фрустраций и эмоциональных утрат?

Если бы! Тогда мы получили бы, возможно, реальную поддержку без рисков, или при минимуме, вляпаться в дерьмовую компанию.

Тучи неудовлетворённых подростков оплакали бы свои непрухи, получили бы заряд благодаря альтруистической поддержке.

Но! Теперь вспомним о тех долговязиках, и отнюдь не все Митрофанушки, которые подвисли у нас в социализации, кормятся с родительской руки и пытаются балансировать на грани между родительскими чаяниями-ожиданиями от них - и реальностью.
И мы увидим стройные ряды создателей сообществ и контента - во Вконтакте, на ютубе, которые стригут наш наивняк, детёнышей, не задумываясь, эксплуатируя любые формы как позитивного, так и негативного контента - с целью нарастить аудиторию, чтобы получить доп заработок от рекламы.

Понятно, мотивы у создателей сообществ разные, но те, кто подвизается и кормится со слабостей и наивности детей - немало, и это очень тревожно.
Если раньше можно было говорить о вовлечении в сетевую активность (и беззащитность в т.ч.) - 6-7 классников, то сегодня, по опыту работы с проблемными случаями из психологической практики - это 4-5 класс,

Причём вовлечение детей совершенно бездумно осуществляется и некоторыми преподавателями школ: в погоне за "инновационностью"
методов работы - классные руководители создают "страницы", группы класса Вконтакте. Хотя страницы закрыты - но это всё приводит к тому, что дети неволей начинают регистрироваться во Вконтакте, а там - поле без границ.

Вот потому, что границы размыты в информационном пространстве соцсетей - валится на детей в т.ч. политическая составляющая, ну, не говоря о другой деструктивной, о которой активно говорили весь прошлый год.

Получается - дети идентификационное поведение хватают, где попадя, в т.ч. мальчишки с проблемами - активно стали использовать т.н."пранки" ютубовские, ну, а девчонки - гламур низкого пошиба из тех же пранков. Как я заметила недавно - не до всего руки доходят - активно стали пиариться во Вконтакте "ютуберы" разного возраста, с ориентацией на молодняк, кого ж ещё завлечь для раскрутки рекламной проще? Дети - подражатели, и если в 90-е властелинами умов были Сталлоне и др., то сейчас - порою гопота, порою - непойми что.

К тому, что говорю, у меня конкретные примеры, но я вижу в этом тенденцию.

И вот потому нередко внешне мы видим у детей - сколки взрослости, но за этим стоят осколки кривых зеркал некоторых сегментов интернета, а не полноценный и ёмкий взгляд на современный мир и его "трёх слонов с черепахой".


Edited at 2018-06-25 12:23 pm (UTC)

Ну так они и на самом деле дети - большинство чуть ли не до старости на шее родителей висят. Это самый верный признак взрослости - когда человек полностью сам за себя отвечает, а мужчина и себя обеспечивает. Все остальное - очень субъективно. А внешняя моложавость сильно подогревается массовой культурой, ориентированной на молодежь + медицина и косметология.
А про молодежь вокруг еще пани Моника хорошо сказала: " С каждым днем вокруг становится все больше молодежи". И это очень точно замечено! :-))))

Среди моих знакомых, ровесников и младше (от 25-и, условно) висящих на шее у родителей очень немного, вот так сразу даже никого вспомнить не могу. У нулевые были и тридцатилетние балбесы, которые жили за счет матерей. Сейчас почти все они умерли от наркотиков и алкоголя, некоторым удалось выкарабкаться.
Хотя, смотря что понимать под висением на шее.

А в чем тогда проявляется их инфантильность? :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account