?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Про художника Смирнова
tito0107
Просматривал фотки, сделанные в Русском музее в 2015 г., наткнулся вот на эту. Картина художника с редкой русской фамилией Смирнов:


Василий Сергеевич Смирнов (1858-1890). Смерть Нерона. 1888

Вот в репродукции:



Картина тогда меня впечатлила своей необычностью для русской живописи того времени. Это сочетание красного, белого и черного, ритм вертикалеи и горизонталей, стена, перекрывающая взор в глубину - путь в искусство 20 века. (Картина, кстати, была написана в Италии). Тогда я даже хотел написать про Смирнова как про художника, которому не повезло, но потом от этой затеи отказался. Ибо ему повезло, на самом деле. Повезло, что написал такую картину. Она даже стала довольно известной (в Википедии объемистая статья).
Но вот другие картины Смирнова:


Св. благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя. 1883
Это дипломная работа Смирнова. Композиция - как будто из времен Акимова и Угрюмова. Конечно, за сто лет историческая наука шагнула вперед и на картине это не могло не сказаться. Но можно сопоставить хотя бы с "Воскрешением дочери Иаира" Репина (да хоть бы и Поленова), созданной за 12 лет до того. Впрочем, нет, нельзя сопоставить. И не думаю, что архаизм здесь нарочитый.


Утренний выход византийской царицы к гробницам своих предков. 1889 — 1890

Картина неплохая, но, в общем, обычный салонный историзм, таких полотен в то время были многие сотни, даже тысячи (если брать Европу). И даже то, что некоторые фигуры из свиты императрицы отсылают к равеннским мозаикам - в русле тенденция того времени.
Проживи Василий Сергеевич подольше - может, сблизился бы с мирискусниками, и создал бы произведения совсем иного рода, а может и нет. Я скорее за то, что не сблизился бы.




Recent Posts from This Journal

  • Банально о прерафаэлитах и Толкине

    Для меня связь между прерафаэлитами и Толкином была очевидна с тех пор. как я узнал, кто такие прерафаэлиты. (А узнал я об этом поздно, лет в…

  • Старые дома в Измире

    Думал хотя бы по разу в неделю выкладывать фотографии из путешествий, но где там! Сегодня компенсирую отчасти. Фотографии сделаны в сентябре пошлого…

  • Разрушения и автомобили

    Добавлю к этому Преображенскую церковь в Костроме на набережной (1702 г.) снесенную в 1870-1880-х гг. (возможно, после пожара 1887 г.) и некоторые…


  • 1
В тридцать лет уже академик - это круто!
"Смерть Нерона" на Альму-Тадему похожа.

"В тридцать лет уже академик - это круто!"

В этом не было ничего необычного. Семирадский тоже стал академиком в 30 лет, Репин - в 32, Васильева чуть было не сделали академиком в 23 года. Сделали бы в 24-25, но он умер.

"на Альму-Тадему похожа"
Думаю, на него и ориентировался.

"Утренний выход" - обещает.
Убрать лишнее, усилить ритм...
32 года. Мог прийти к МИ, мог... Я скорее за то, что да.

Да, ещё в детстве эта картина поражала.
Громадная. Сумрачная.
Судя по другим картинам, Смирнов в "Нероне"выше головы прыгнул - бывает такое. И выше Альмы-Тодемы.
Никакой болтливости.
Простота и музыкальность.
Монументальность.
Нет, ничего общего с мирискусниками, которые ближе миниатюре, чем к фреске. К забавной игре в прошлое.

И до чего другие картины Смирнова обычные - старомодный театр мимики и жеста, копание в деталях, назойливый историзм и пр.

"Нет, ничего общего с мирискусниками, которые ближе миниатюре, чем к фреске."

Согласен.

Каждый раз думаю, ну зачем они обматывались этими дурацкими тряпками? Что красивого?

Могильщиков маловато, Гамлет не даст соврать.

Да, действительно, очень интересная картина, и значительно лучше остальных.

С Днём рождения!.. Удачи, здоровья, всех радостей жизни!
Спасибо за интересный блог.

  • 1