?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Художники, которым не повезло - 95. Ангерран Картон
tito0107
Ангеррану Картону не повезло, как и авиньонской школе в целом. даты рождения и смерти его точно неизвестны (ок. 1415-ок. 1466), авторство Картона документально подтверждено  только в отношении двух работ. Еще две картины приписываются художнику почти единодушно всеми исследователями  и есть еще ряд произведений, которые пытаются приписать ему, в их числе миниатюры.
Не густо, прямо скажем.

Ангерран Картон (Шаротон, Шарретон, или Шаррьетье) родился на севере Франции, в Лане и испытал влияние фламандской школы. Впрочем, монументальность, лаконичность, тщательное, почти "академическое" построение человеческих фигур и голов заставляет вспомнить итальняских художников того времени: Пьеро Делла Франческа, Доменико Венециано, но о непосредственном влиянии какого-либо итальянского мастера говорить не приходится. Пейзаж и архитектура в работах Картона выглядят несколько архаично, перспективы, открытой Брунеллески и Мазаччо, он, похоже не знал.

Сначала - две задокументированные работы:



Коронование Марии, ок. 1454 г.

Далее, несколько фрагментов, фотографии прислала френд mmekourdukova, за что я ей очень благодарен.













Далее - фрагменты с изображением Рима и Иерусалима. Архитектура городов очень условна.






Богоматерь Милосердие, 1452 г.


Мадонна с младенцем в окружении святых и донаторов, 1445-1450


Пьета из Вильнёв-лез-Авиньон, до 1456-1457

Конечно, по репродукции судить сложно, но мне кажется, что "Пьета" не слишком похожа на эталонные работы Картона. Складки, пейзаж, архитектура (изображен Иерусалим и более-менее правдоподобно), трактовка голов, особенно головы донатора все это немного иное, по моему субъективному мнению, чем в других произведениях художника. При этом Пьета - самое выдающееся из приписываемых ему произведений. Ситуация немного напоминает ситуацию с "Напольным гетманом", принадлежность которого кисти Никитина тоже не стопроцентна.

В заключение - пара приписываемых Картону миниатюр, обе из Молитвенника Жана Мартена, ок. 1465:


Вседержитель


Распятие



Featured Posts from This Journal


  • 1
Репродукция его Пьеты висит у мена на видном месте в мастерской.
(Мой друг всегда восхищался ее "круглыми печатями". ;)

Но - есть такие работы, которые - встречаешь в альбомах, и - не оставляет ощущение, что они сделаны лет на 400 позже того времени, которому приписаны.
Вот и Коронование Марии - у меня всегда вызывало сомнение.
На мой взгляд - СЛИШКОМ высокий уровень стилизации.
(Так же, как в случае с некоторыми работами Тот Синт Янса, например...;)
Слишком уверенно, слишком решительно "расправляется" автор с цветом и формой... Слишком смелая условность,слишком много прямого открытого цвета.
Особенно - в центральных фигурах. Слишком хорошо автор " знает, что надо делать"...
Всегда смущает, когда в одной работе, вдруг, все - так точно и "благополучно", а в других работах этого нет...

(В-общем,я бы не удивился, если бы выяснилось, что это сделал некий "французский Билибин" .
Хотя тогда, конечно, возникает вопрос – а чем же еще проявил себя этот "Билибин"?;)

С Коронованием куда б ни шло. Пьета девятнадцатый век. Не мог в пятнадцатом такой стихарь нарисоваться! Слишком хорош для, слишком натурален; ну и все остальное так же.

  • 1