?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Изысканные (мною) жирафы
tito0107
Когда показываю ученикам триптих Босха "Сад земных наслаждений", один из самых частых вопросов у них: почему там жираф такой странный? Потому, дети, говорю, что Босх рисовал жирафа не с натуры, а с какой-то картинки, автор которой, скорее всего, тоже не видел экзотического зверя вживую.
Но с какой картинки Босх рисовал жирафа, я не знал. Теперь знаю, благодаря shakko_kitsune. Вот с этой:



Вот страница с жирафом целиком:


(Рядом с жирафом, кстати, не ёжик, а какая-то "волосатая собачка")
Это Codex Ashburnham, 1174, рукопись, созданная в последней четверти 15 века и хранящаяся в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Рисунки в ней представляют собой копии с рисунков знаменитого путешественника Кириако д'Анкона (1391-1452).
Босх рисовал своего жирафа не непосредственно с этой рукописи: он никогда не был в Италии, да и жирафа нарисовал белым (скорее всего, копировал с черно-белого рисунка). Таким образом, Босх получил информацию об облике жирафа, как минимум из третьих рук, поэтому искажения в облике длинношеего животного были неизбежны. Стандартная история с изображениями животных в средние века и раннем Новом Времени (легко нагуглить самых фантастических слонов и бегемотов, например).
Слон у Босха (тоже из "Сада земных наслаждений") восходит к той же рукописи:





Вообще, животные из Codex Ashburnham вдохновляли многих художников.
Вот жираф и слон из Codex Ashmolensis, рукописи конца 15 в.





Жирафа продолжали изображать (в том числе и) по рисункам Кириака из Анконы вплоть до середины 17 века:


Jan Jonston. Historiae Naturalis De Quadrupedibus Libri. 1652 [?]


История четырехногих зверей и змей (The History of Four-footed Beasts and Serpents), 1658
Слева - тоже жираф
Тот. что справа, восходит к гравюре, созданной почти за сто лет до издания книги (и, в свою очередь, к книге Кириака):

1559 (?) (Мне лень разбираться в старонемецком языке и готическом шрифте, если кто-то переведет надпись, буду благодарен).

Со временем, европейцы стали ездить в Африку все чаще, все чаще стали видеть и рисовать жирафов и внешний вид жирафов на картинах, рисунках и гравюрах становился все более правдоподобным.

Это был пост о том, как дефицит информации приводит к искажениям этой самой информации.




Recent Posts from This Journal

  • Лекция "Скульптура в городе"

    24 ноября в 16:00 в Муниципальной художественной галерее г. Костромы (пл. Мира д.2) будем говорить о скульптуре в городе, эта лекция-беседа будет…

  • Немного Сарджента

    Увидел сегодня у Митрича репост википедической статьи про "Портрет мадам Икс" Сарджента и захотел сам пару слов про него написать. Вышла…

  • О сломе классических стандартов красоты. Розина Феррара

    Со второй половины 18 и до начала 20 века в западном обществе господствовал определенный тип женской красоты, который можно назвать классическим.…


  • 1
"Жорафас египетский". (UPD: это я про исходную подпись, естественно, не про готическую:)

Edited at 2018-07-06 09:26 am (UTC)

Это я и сам понял.

А вот еще, про путаницу:

Жираф - новое созвездие, введенное Планциусом в 1612 году в его последнем небесном атласе.

Жирафа Планциус впервые изобразил на двадцать лет раньше на карте 1592 года, но не в виде созвездия, а как иллюстрацию на декоративном бордюре. Там были представлены различные животные экзотических стран, в том числе и жираф, и одногорбый дромадер, и его двугорбый родственник бактриан. Однако, нужно учесть, что автором этих изображений был не сам Планциус: он лишь скопировал "Аллегории континентов" художника Мартена де Вос (Marten de Vos).

Не смотря на то, что и жираф, и верблюд были на этой карте, Планциус их явно путает.

Итак, в атласе 1612 года изображает Жирафа в виде жирафа, но описывает созвездие, как верблюда - по библейской истории, того верблюда, что привез Ревекку в Ханаан к Исааку.

Планциус называет созвездие Gyraffa Camelopardalis. "Gyraffa" - ясное дело, "жираф", а "Camelopardalis" - тоже жираф, на латыни. В дальнейшем разные авторы называли созвездие по-разному: Gyraffa, Giraffa, Camelopardis. Вероятно, близость латинской формы к "camelus", означающим по-латински "верблюд", послужило причиной путаницы, начало которой положил сам Планциус. Проктор (XIX в.), например, запутавшись, предлагал-таки переименовать созвездие в Camelus, Верблюда.



Спасибо! И познавательно и в тему.

Всяких жирафов из звездных атласов можно посмотреть здесь: http://old.astromyth.ru/Constellations/Cam.htm

Редкое и чудесное животное, прежде нами не виданное. Называется сурнаппа. От земли до верхушки головы его рост в пять раз больше роста человека.(и т.д.)
Напечатано в Нюрнберге.

Огромное спасибо! В общем, лубок "Чудо лесное, поймано весною" (https://tito0107.livejournal.com/99701.html). А 1559 - это год печати?

Слон из Codex Ashburnham имеет конец хобота не как у современного слона, а как у замороженных мамонтов. Интересно, это домыслы художника, изобразившего удивительно подвижный кончик хобота ещё более подвижным, или это другой вид слонов, ныне вымерший, истреблённый. Встречал мнение, что носорог Дюрера принадлежал к вымершему ныне виду.
Любопытно бы расследовать, какой источник у слона с собора в Юрьеве Польском. Тут возможны и Европа, и Византия, и Персия.
В 15 веке в Египте водились жирафы?

"Интересно, это домыслы художника, изобразившего удивительно подвижный кончик хобота ещё более подвижным, или это другой вид слонов, ныне вымерший, истреблённый"
Не стоит искать новый вид животных, если дело можно объяснитрь неумением/незнанием художника (пусть это называется "правило tito" и относится не только к животным))))
Даже если исчезнувший вид животного будет найден, все равно остается вероятность, что сходство с неким рисунком - случайное совпадение. Скажем, вариаций в изображении слонов великое множество и есть вероятность, что некий рисунок будет похож на какой-нибудь вымерший вид. А так и недолго дойти до утверждения, что землю населяли великаны, что и делают некоторые из френдов.

То, что в Египте водились жирафы, так же невероятно, как великаны.

В Египет их могли привозить из других областей Африки. Нигде же не сказано, насколько я понимаю, что Кириак видел дикого жирафа.

И, кстати, вот: "Раньше нубийский подвид жирафа был широко распространен в северной части Африке, от Южного Судана до Египта. Они предпочитают саванны и лесные массивы. В настоящее время нубийский жираф встречается только в восточной части Южного Судана и юго-западной части Эфиопии."
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нубийский_жираф

Когда это "раньше" - непонятно.

Насколько я помню, рельеф храма Хатшепсут изображает жирафа в качестве редкости, доставленной экспедицией из далёкой страны Пунт. Выходит, даже 40 веков диких жирафов не было.
Конечно, климат мог в какие-то века быть другим.
Римляне себе в цирки откуда-то жирафов доставляли.
На некоторых изображениях жирафы в узде. Похоже, показ экзотических животных был шоу-бизнесом.

Спасибо за изысканных жирафов, это для меня открытие!

Мягкие рожки жирафа превратились у Босха в острые козлиные рога)

Спасибо, весьма интересно.
Прошу прощения, но не могли бы вы уточнить, какой именно Codex Ashburnham имеется в виду?

Codex Ashburnham 1174
Не тот, который Леонардо да Винчи.

Спасибо большое!

Слон в этой рукописи ужасно отощавший, бедняжка.

Жираф белый, потому что райский!

И вообще, Босх что-то знал)).


Edited at 2018-07-06 06:38 pm (UTC)

  • 1