tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Изысканные (мною) жирафы

Когда показываю ученикам триптих Босха "Сад земных наслаждений", один из самых частых вопросов у них: почему там жираф такой странный? Потому, дети, говорю, что Босх рисовал жирафа не с натуры, а с какой-то картинки, автор которой, скорее всего, тоже не видел экзотического зверя вживую.
Но с какой картинки Босх рисовал жирафа, я не знал. Теперь знаю, благодаря shakko_kitsune. Вот с этой:



Вот страница с жирафом целиком:


(Рядом с жирафом, кстати, не ёжик, а какая-то "волосатая собачка")
Это Codex Ashburnham, 1174, рукопись, созданная в последней четверти 15 века и хранящаяся в библиотеке Лауренциана во Флоренции. Рисунки в ней представляют собой копии с рисунков знаменитого путешественника Кириако д'Анкона (1391-1452).
Босх рисовал своего жирафа не непосредственно с этой рукописи: он никогда не был в Италии, да и жирафа нарисовал белым (скорее всего, копировал с черно-белого рисунка). Таким образом, Босх получил информацию об облике жирафа, как минимум из третьих рук, поэтому искажения в облике длинношеего животного были неизбежны. Стандартная история с изображениями животных в средние века и раннем Новом Времени (легко нагуглить самых фантастических слонов и бегемотов, например).
Слон у Босха (тоже из "Сада земных наслаждений") восходит к той же рукописи:





Вообще, животные из Codex Ashburnham вдохновляли многих художников.
Вот жираф и слон из Codex Ashmolensis, рукописи конца 15 в.





Жирафа продолжали изображать (в том числе и) по рисункам Кириака из Анконы вплоть до середины 17 века:


Jan Jonston. Historiae Naturalis De Quadrupedibus Libri. 1652 [?]


История четырехногих зверей и змей (The History of Four-footed Beasts and Serpents), 1658
Слева - тоже жираф
Тот. что справа, восходит к гравюре, созданной почти за сто лет до издания книги (и, в свою очередь, к книге Кириака):

1559 (?) (Мне лень разбираться в старонемецком языке и готическом шрифте, если кто-то переведет надпись, буду благодарен).

Со временем, европейцы стали ездить в Африку все чаще, все чаще стали видеть и рисовать жирафов и внешний вид жирафов на картинах, рисунках и гравюрах становился все более правдоподобным.

Это был пост о том, как дефицит информации приводит к искажениям этой самой информации.



Tags: 15 век, 16 век, 17 век, Италия, Нидерланды, гравюра, информация, миниатюра, ренессанс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ... и всё идёт по плану!!!

    Зина-корзина, у которой утащил это, вспоминает Егора Летова, а в комментариях вспоминают Вавиловаа, который "Город золотой"

  • Лекция о наивном искусстве

    Иван Генералич. Овцы под Эйфелевой башней. 1957 г. В Муниципальной художественной галерее г. Костромы проходит выставка хорватского наива -…

  • Про культурный слой Петербурга

    Из книги М. Пыляева "Старый Петербург" (1887) У дворца Меншикова. Фото 2013 г. "Известно, что почва Петербурга при постройке…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments