tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Смерть Марата

 

Любая идеология нуждается в образах  мучеников за идею, молодая идеология - особенно. Необходимо сказать народу: "вот, смотрите, как велика и прекрасна наша идея - люди идут за нее на муки и погибают, а вы..." В этом отношении показателен пример Великой французской революции - одной из первых идеологических, а не религиозных революций. Проблема у французских революционных властей была в том, что весьма значительную часть мучеников они сами и грохнули. Но тут на их счастье подвернулся Марат, убитый Шарлоттой Корде.
На   место преступления был приглашен Жак Луи Давид, чтобы запечатлет облик "новомученика" Марата по горячим следам. И в результате родилось знаменитое полотно

Давид. Смерть Марата.

Здесь все не правда. Голова Марата посажена на тело натурщика атлетического телосложения, ванна была другой формы да и погибший "Друг народа" лежал в другой позе по всей вероятности. А поза Марата на полотне Давида - это поза мертвого Христа в многочисленных "Оплакиваниях" и "Положениях во гроб". Вот, например, Караваджо:

Мощная десница безвольно свисает, голова запрокинута и склонена направо, даже рана в правом боку. Вольно или невольно перед мэтром вставал тот визуальный образ мученика, который он виделмного лет. Марат должен был вытеснить из людского сознания Иисуса, приняв атрибуты последнего. Думаю, что Давид это делал сознательно. Он вообще был весь такой левополушарный.
См. также: http://tito0107.livejournal.com/11372.html


Tags: искусство, история, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment