tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Женщины-художницы-11. Плавтилла Нелли

Множество художников той, или иной эпохи, или страны (и совокупность художников вообще, "с древнейших времен и до наших дней") можно сравнить с айсбергом: наверху кучка гениев и больших талантов, ниже - огромная масса середнячков и просто плохих художников разной степени посредственности. Так вот, история искусств, по большей части, основывалась на изучении "вершины". Загляните в любую книжку, скажем, по итальянскому искусству 1 пол. 16 века. Непременно там будут Рафаэль, Микеланджело и Тициан, возможно, но не наверняка - Пальма Веккио и Доссо Доссии и уж почти 100% не будет там какого-нибудь Франческо Синьорелли и ему подобных художников.При этом нельзя сказать, что посредственности были полностью забыты, нет, их картины хранились в музеях, а поскольку они там хранились, то их изучали, но "посредственности" оставались маргиналами, они находились как бы на обочине истории искусства. Ситуация меняется в последние десятилетия, с развитием информационных технологий.
Впрочем, время от времени некий художник переносился из категории "посредственностей" в категорию "выдающихся" (над "водой", как вершина айсберга) и его начинали активно изучать и он стновился известным широкой публике. Иногда - потому, что действительно был большим талантом (Боттичелли). А иногда, интерес к нему возникал по каким-то другим причинам, скажем, если это был не художник, а художница. Представим на минуту, что картины Артемизии Джентиллески написаны мужчиной. Были бы они так известны? Гадать сложно, но высока вероятность, что они бы просто потерялись среди произведений многочисленных подражателей Караваджо.
А вот случай, когда художнице действительно повезло, что она родилась женщиной (благодарю shakko.ru за наводку). Речь о Плавтилле (Плаутилле) Нелли (1524-1588)*. Ее упоминает Вазари, но мало ли кого он упоминает. (Кстати, вот уж кому несказанно повезло - так это всем художникам, которые удостоились чести быть упомянутыми в его труде). А вот ее работы:


Вручение розария Св. Доминику


Видение Христа Св. Екатериной


Св. Екатерина Сиенская перед распятием с лилией


Оплакивание Христа


Благовещение.
ИМХО, самая лучшая из ее работ

Рисунки Плавтиллы Нелли говорят о незаурядном даровании, но далеко не всякий хороший рисовальщик становится хорошим живописцем.





И вновь я задаюсь вопросом: если бы картины Плавтиллы Нелли создал мужчина, заинтересовались бы ими женщины-реставраторы из ассоциации AWA? И не были бы они потеряны для истории искусств?

* Настоящее ее имя - Пулисена Маргерита Нелли. Плавтилла - монашеское имя.


Tags: 16 век, Италия, женщины-художницы, живопись, примитив, ренессанс, случайность
Subscribe

Posts from This Journal “женщины-художницы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments