?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О соцреалистическом постмодернизме
tito0107

В тему о "цитатах" в соцреалистических картинах.


Давыдов Б.И. Семейный портрет. 1972-1974

В сетях пишут, что уж очень эта картина похожа на "Американскую готику" и я вполне допускаю, что художник Давыдов именно ею и вдохновлялся. Гранта Вуда советские искусствоведы не жаловали, как  и риджионализм в целом   (в отличие от Хоппера и Кента), но самая знаменитая его картина была довольно известна и в СССР, по крайней мере, среди любителей искусства.
Соцреализм может считаться постмодернистским течением уже потому, что он был после модернизма, его первой волны, по крайней мере. Многие соцреалисты либо сами были в прошлом авангардистами-экспериментаторами, либо (что было более вероятно) испытали влияние последних. С другой стороны, круг потребителей (под каковыми понимаются не только покупатели, но и зрители вообще) русской реалистической живописи в 19 веке был еще очень узок, а в 20 столетии он расширяется. Простому советскому обывателю хотелось повесить на стенку картину, чтобы было на ней все "как в жизни" и в то же время красиво. Годилась и цветная репродукция и копия, порой имеющая весьма условное сходство с оригиналом. А в художники зачастую шли простые парни и девушки из тех же простых обывателей и им хотелось писать картины, на которых было бы все "как в жизни". (Вспомнился анекдот что реалист пишет то, что видит, сюрреалист - то, что чувствует, а соцреалист - то. что слышит). Академический реализм (в России проявившийся в передвижничестве) был в 1910-1920-х годах несколько (не очень сильно) потеснен авангардом, но затем отыгрался в ипостаси соцреализма (особенно соцреализма 1930-1950-х).
Что же касается цитатности, то это явление столь же древнее, как и сама живопись, но на протяжении многих веков художники и зрители не видели в этом ничего зазорного, но и никакой особой концептуальности не видели. Что изменилось в 20 веке? Во-первых, живопись реалистическая и живопись вообще прошла пик своего развития (в 17-19 и нач. 20 века соответственно). Почти все решения испробованы, оставалось только повторяться. Во-вторых, иноформации об известных произведениях искусства в 20 столетии стало несравненно больше, чем в прошлые века. Репродукции стали издаваться большими тиражами и в хорошем (сравнительно с прошлыми веками) качестве, особенно цветные репродукции. Развивался транспорт и крупнейшие музейные собрания стали более доступны. Конечно, простой советский любитель искусства едва ли мог рассчитывать, что он побывает в Лувре. или в Прадо, но к его услугам были репродукции "Моны Лизы" и "Менин" из "Огонька". соответственно, переносить композицию и стилистику в целом из шедевров прошлого в сои работы стало проще.
Не стану утверждать, что во всех работах, что я привожу ниже содержаться прямые заимствования.


В.Н. Яковлев*. Мясо
* Пишут (1, 2), что это Борис Николаевич Яковлев (1890-1972), но гораздо больше похоже на Василия Николаевича Яковлева (1893-1952), художника более известного. Вот еще его натюрморт на ту же тему. И уж конечно "простой обыватель" - это не про него.


Франс Снейдерс. Мясная лавка

Можно привести другие натюрморты Снейдерса, его предшественников и последователей.


С.А. Тутунов. Утром. 1963


Ж. Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882


С.А. Григорьев.  Энтузиасты Каховки. 1951

Мне сразу вспоминается "Плот "Медузы"" Жерико. Не знаю, вдохновлялся ли художник Григорьев этим полотном напрямую.





А.И. Кувин. Свидание. 1956

А здесь и Климт и Бёрдсли и Валлотон вспоминаются, несмотря на то, что в 1956 г. о модерне писали больше в негативном ключе.

Все репродукции советских художников отсюда.


Posts from This Journal by “соцреализм” Tag


  • 1
Чистые балконы?

так только въехали, завалить не успели еще.

Портрет на балконе - предполагается, что он писан кем-то (ангелом-хранителем?), повисшим ВЫШЕ этого балкона? прямо в воздухе?
….
(С.А. Тутутнов. Утром. 1963
----- точно не ТУТУНОВ?
у вас есть и ещё опечатки)

Спасибо. Буду благодарен, если укажете.

"предполагается, что он писан кем-то (ангелом-хранителем?), повисшим ВЫШЕ этого балкона? прямо в воздухе?"
На соседнем балконе стоял художник очень высокого роста.))

это на них светлое будущее смотрит.

Интересно, у меня в семейном архиве есть фотография 1974 года, на балконе новенькой 9-этажки в микрорайоне рядом с МКАД - я 6-летний мальчишка приезжаю вместе с дедом и бабушкой из Новочеркасска в квартиру матери и отца, которую они получили полгода ранее в Москве и только только закончили ремонт и обстановку. Вся семья собралась на балконе и обозревает новые окрестности - практически один в один с первой иллюстрацией. Конечно, есть фактические отличия - например, в майке никто не фотографировался - но настроение передано очень точно.

Не знаю, «американская готика» мне всегда казалась ужасно унылой картиной. Нет она крайно талантлива, но унылая атмосфера просто ужасна. Я бы там повесился, если бы в таком мире жил.
А в мире «балкона» горько бы запил

Edited at 2018-07-24 05:01 pm (UTC)

Я б ещё отметил, что соцреализм - он очень разный. Парадный академический соцреализм (сталинский) - наиболее близкий к мещанскому реализму 19 века. По сравнению с аванградом 20-х это был отскок назад. В нем особого постмодерна я не вижу. Героический хрущевский соцреализм (суровый стиль) и гуманистический брежневский - по сути другие стили. Они многое брали от авангарда, хоть авангард и порекался официально. Так что эти стили скорее были "догоняющим модернизмом". Хотя это, конечно, схематично. Далеко не у всех художников биография укладывалась в это прокрустово ложе. Пименов, например, начинал как авангардист, а потом до конца карьеры работал в "неоимпрессионистской" и даже "неопостимпрессионистской" манере.

А вот настоящий постмодернизм в (анти)советском искусстве был у нонконформистов, как по мне.

Это самом собой. Замечу, что хотя бывшие авангардисты и сыграли определенную (и немалую) роль в становлении соцреализма, в период зрелого и позднего сталинизма главенствующие роли занимали те, кто почти никогда не сходил с позиций академического реализма: Бродский, А. Герасимов и т.д. А Дейнеке, например, здорово доставалось за "формализм". Про "догоняющий модернизм" согласен тоже, есть у меня мысль написать об этом развернуто.

"Соцреализм может считаться постмодернистским течением уже потому, что он был после модернизма, его первой волны, по крайней мере."
- очень спорное утверждение. Достаточно вспомнить постановление 1932 года "О перестройке литературно-художественных организаций" - фактический запрет всех художественных объединений, и для многих - запрет на профессию (вспоминаем от чего помер Филонов). Соцреализм мог произрасти благодаря жесткой цензуре, а не в результате какой-либо эволюции, а модернизм продолжал жить загнанный в подполье. Что касается "простых девушек и парней" - как вы думаете кто занимался в УНОВИСе, ВХУТЕМАСЕ и т.д., голубая кровь?

Я отлично знаю, кто занимался во ВХУТЕМАСе и потому не понимаю, к чему Ваш вопрос?

К вашему же >>>...А в художники зачастую шли простые парни и девушки из тех же простых обывателей и им хотелось писать картины, на которых было бы все "как в жизни".

на мой вкус, это большое упрощение

Зажмите веки,хорошо,крепко зажмите и резко откройте. Что в глазах? Белая майка. Белое. Начало новой жизни. Для детей, как минимум.

  • 1