tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

О соцреалистическом постмодернизме


В тему о "цитатах" в соцреалистических картинах.


Давыдов Б.И. Семейный портрет. 1972-1974

В сетях пишут, что уж очень эта картина похожа на "Американскую готику" и я вполне допускаю, что художник Давыдов именно ею и вдохновлялся. Гранта Вуда советские искусствоведы не жаловали, как  и риджионализм в целом   (в отличие от Хоппера и Кента), но самая знаменитая его картина была довольно известна и в СССР, по крайней мере, среди любителей искусства.
Соцреализм может считаться постмодернистским течением уже потому, что он был после модернизма, его первой волны, по крайней мере. Многие соцреалисты либо сами были в прошлом авангардистами-экспериментаторами, либо (что было более вероятно) испытали влияние последних. С другой стороны, круг потребителей (под каковыми понимаются не только покупатели, но и зрители вообще) русской реалистической живописи в 19 веке был еще очень узок, а в 20 столетии он расширяется. Простому советскому обывателю хотелось повесить на стенку картину, чтобы было на ней все "как в жизни" и в то же время красиво. Годилась и цветная репродукция и копия, порой имеющая весьма условное сходство с оригиналом. А в художники зачастую шли простые парни и девушки из тех же простых обывателей и им хотелось писать картины, на которых было бы все "как в жизни". (Вспомнился анекдот что реалист пишет то, что видит, сюрреалист - то, что чувствует, а соцреалист - то. что слышит). Академический реализм (в России проявившийся в передвижничестве) был в 1910-1920-х годах несколько (не очень сильно) потеснен авангардом, но затем отыгрался в ипостаси соцреализма (особенно соцреализма 1930-1950-х).
Что же касается цитатности, то это явление столь же древнее, как и сама живопись, но на протяжении многих веков художники и зрители не видели в этом ничего зазорного, но и никакой особой концептуальности не видели. Что изменилось в 20 веке? Во-первых, живопись реалистическая и живопись вообще прошла пик своего развития (в 17-19 и нач. 20 века соответственно). Почти все решения испробованы, оставалось только повторяться. Во-вторых, иноформации об известных произведениях искусства в 20 столетии стало несравненно больше, чем в прошлые века. Репродукции стали издаваться большими тиражами и в хорошем (сравнительно с прошлыми веками) качестве, особенно цветные репродукции. Развивался транспорт и крупнейшие музейные собрания стали более доступны. Конечно, простой советский любитель искусства едва ли мог рассчитывать, что он побывает в Лувре. или в Прадо, но к его услугам были репродукции "Моны Лизы" и "Менин" из "Огонька". соответственно, переносить композицию и стилистику в целом из шедевров прошлого в сои работы стало проще.
Не стану утверждать, что во всех работах, что я привожу ниже содержаться прямые заимствования.


В.Н. Яковлев*. Мясо
* Пишут (1, 2), что это Борис Николаевич Яковлев (1890-1972), но гораздо больше похоже на Василия Николаевича Яковлева (1893-1952), художника более известного. Вот еще его натюрморт на ту же тему. И уж конечно "простой обыватель" - это не про него.


Франс Снейдерс. Мясная лавка

Можно привести другие натюрморты Снейдерса, его предшественников и последователей.


С.А. Тутунов. Утром. 1963


Ж. Бастьен-Лепаж. Деревенская любовь. 1882


С.А. Григорьев.  Энтузиасты Каховки. 1951

Мне сразу вспоминается "Плот "Медузы"" Жерико. Не знаю, вдохновлялся ли художник Григорьев этим полотном напрямую.





А.И. Кувин. Свидание. 1956

А здесь и Климт и Бёрдсли и Валлотон вспоминаются, несмотря на то, что в 1956 г. о модерне писали больше в негативном ключе.

Все репродукции советских художников отсюда.

Tags: 20 век, cоветское, диалог культур, живопись, постмодернизм, соцреализм
Subscribe

Posts from This Journal “соцреализм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments