Положа руку на сердце, следует признать, что в вопросе о том, когда и в каком именно русском княжестве возникло винокурение, никакой ясности нет.
Б. Родионов
Б. Родионов
На днях прочитал интересную книгу Бориса Родионова «Большой обман. Правда и ложь о русской водке». Я не очень люблю громких названий и книгу купил, поэтому не сразу. Но что поделаешь: надо в век Интернета издателям как-то привлекать покупателей, поэтому и помещают на обложку заголовки, отдающие «желтизной».
А в целом научный тон выдержан, хотя и без академической сухости. Автор избегает категоричных суждений, и в книге почти нет политики и злободневных тем (при том, что сам предмет исследования буквально провоцирует на злободневные разговоры). По сути дела, вся книга Родионова, это критика другой книги – известной работы В. В. Похлебкина «История водки».
Опус Похлебкина я читал еще году в 1997-98-м и с тех пор его не перечитывал, и уже тогда шаткость построений «Вильяма нашего» была для меня очевидна. После этого книгу я не перечитывал, но просмотрел один или два документальных фильма, посвященные трагической смерти историка. Естественно, там все преподносилось в еще более популистском ключе: «серьёзный исследователь, доказал». А если вдуматься, доказательство-то из серии анекдотов про дьяка 16-го века (вариант – Ивана Грозного), который изобрел рентген: «Я тебя, стерва, насквозь вижу!» Родионов последовательно и скрупулезно опровергает внедренные Похлебкиным в общественное сознание мифы, главным из которых является миф о том, что водка была изобретена в Московской Руси в середине, или даже первой половине 15 в. Ради утверждения приоритета России в производстве водки и создавалась книга Похлебкина, но на самом деле, история написания ее - это еще один миф.
В подтверждение своей теории Похлебкин не приводит ни единого документа, все его доказательства высосаны из пальца. Оно и понятно, с документами по истории России 15-го (да и 16-го) века дела обстоят не ахти как. Собственно, документов этих сохранилось ничтожное количество, причем значительная часть – в поздних копиях. Когда я понял это лет 10 назад, Порхлебкин стал мне не интересен.
Собственно, Родионов говорит о том же самом. Какие-то, самые ранние отрывочные свидетельства о винокурении в России относятся к 16-му веку, более-менее четкая картина прослеживается, только начиная с середины 17-го столетия. Собственно здесь мы еще раз натыкаемся на Смутное время, как рубеж реальной и полулегендарной истории России. И конечно, крепкие спиртные напитки, изготовленные путем дистилляции в 17-18 и первой пол. 19 в. к современной водке никакого отношения не имели. Этиловый спирт, разведенный водой стали производить (именно в России) в конце 19-го века, название «Водка» за этим продуктом окончательно закрепилось только в 1936 г. Да, кстати, Менделеев к производству водки не имел никакого отношения – это еще один миф.
И еще, для френдов-«новохронологов». Б. Родионов (не исключаю, что это псевдоним, т.к. отчество не указано) если и имеет какие-то сомнения по поводу официально принятой версии хронологии, то никоим образом их не выказывает. Но при этом он по одному разу цитирует Яр. Кеслера и Б. Синюкова, если что.
P.S. Cвой взгляд на «алкогольную проблему» я изложу как-нибудь.