tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Еще об аутистах и перспективе

Фраза, которая натолкнула меня на написание поста:
Просто срисовывать – и иной раз очень похоже – может и слабоумный, и дилетант, и, наконец, фотокамера.
Так-то так, но есть некоторые оговорки. Просто для того, чтобы научится срисовывать как фотокамера у обычного человека, скорее всего, уйдет несколько лет и все равно, приближение к фотокамере будет весьма условным. Дело в том, что ум, рефлексирование для срисовывания - штука излишняя. "Идеальный импрессионист" - это машина по перенесению образов с сетчатки глаза (или из "чертогов памяти") на изобразительную поверхность. Вот известный художник-аутист Стивен Уилтшир - поднялся на вертолете над городом, запечатлел - и переносит на бумагу тысячи зданий, не путаясь в их расположении:




Или Франко Маньяни ( про него, как и про Уилтшира, писал Оливер Сакс), который вдруг начал по памяти изображать виды родного городка Понтито в Тоскане, в котором не был несколько десятилетий:





У Уилтшира была задержка в развитии, Маньяни - вроде бы обладал вполне нормальным интеллектом, просто был аутистом-эйдетиком. Он никогда не учился рисовать, а сразу стал писать виды Понтито с перспективой, пусть и немного искаженной. Или Кирон Уильямсон и другие дети-аутисты, в работах которых перспектива появляется в 5-6 лет, т.е. в том возрасте, в котором обычные дети строят пространство по принципам египетской живописи.

Разумеется. поскольку мы видим вещи в перспективе (с большими поправками на бинокулярность, сферичность сетчатки, движение глаз и т.д.), "идеальный импрессионист" и перенесет на холст то, что видит, а видит он в перспективе.  Но с современными эйдетиками сложность: поскольку они с детства их окружает множество изображений, построенных по правилам перспективы (как рукотворных, так и автоматических), влияние этих изображений крайне сложно отбросить. И вот интересно: если такой аутист-эйдетик родится в каком-нибудь амазонском племени, будет ли он создавать рисунки предметов в сложном ракурсе и с перспективой? Есть гипотеза, что первые художники, создававшие рисунки вроде тех, что в пещере Шове, были как раз аутистами. Но почему тогда еще в глубокой древности не появились "трехмерные" изображения, хотя бы вроде этой лошадки с рисунка 7-летней умственно отсталой девочки?


а – рисунок семилетней девочки-аутиста, с задержкой умственного развития
b – рисунок Леонардо да Винчи
с – рисунок обычной восьмилетней девочки



За много тысячелетий они, вроде бы неизбежно должны были появиться? Что-то, отдаленно похожее можно найти. Кроме того, есть разные гипотезы, вроде того, что необычные пропорции палеолитических "венер" можно объяснить тем. что первобыные художницы ваяли их с себя, глядя сверху вниз, но это все же большие натяжки.



Про пейзажи и сложные архитектурные построения уж не говорю. К открытию перспективы человечество более-менее независимо приблизилось всего три, или четыре раза (в античности, в Китае, в Италии (проторенессанс) и, возможно, в Индии (Аджанта)). С другой стороны, вероятно аутисты- эдетики, способные рисовать "трехмерно" и появлялись, но воспринимали их как обычных дурачков, доступа к художественному образованияю и к хорошим материалам для занятия искусством они не получали, а их каракули, начертаныне прутиком на песке никто не воспринимал всерьез и они исчезали вскоре после создания.


Tags: детский рисунок, живопись, перспектива, пространственные построения
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Аутисты и перспектива

    Рисунок из книги Рамачандрана «Мозг рассказывает». а – рисунок семилетней девочки-аутиста, с задержкой умственного развития b – рисунок…

  • Еще о палеолитической живописи

    Строго говоря, даже живопись и скульптура верхнего палеолита, сколь бы они нас ни впечатляли своей выразительностью, сами по себе всё же не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments