Previous Entry Share Next Entry
Синестетическое
tito0107


Алекс Беллос. "Красота в квадрате"
У меня тоже пятерка красная, а семерка - зеленая, четверка же - разные оттенки коричневого. Голубая - тройка, но у нее цвет не очень устойчивый. могут быть и другие. А шестерка - синяя. Другие цифры не так прочно ассоциируются с цветами. Двойка - желтая или охристая, восьмерка - скорее темно-зеленая, может, малахитовая.
А у вас как? У многих ли вообще нет никаких ассоциаций между числами и цветами?


Posts from This Journal by “восприятие” Tag

  • Сон со знаменитостями

    Я редко описываю в ЖЖ свои сны, а тут решил написать, что мне сегодня приснилось. А приснилось мне, что я еду в какой-то небольшой русский город…

  • Про школу и Моцарта

    mmekourdukova пишет: "Четверть века назад, в кулуарах одной православной тусовки, молодой низкорослый дебил в новенькой казачьей форме…

  • Угадайка: возраст предков

    Недавно один известный блогер задавался вопросом: почему женщины в СССР выглядели такими старыми? А мне интересно другое: насколько точно вообще мы…


  • 1
я математик. в моем левополушарном мозгу нет ниточки, связывающей числа и цвета))

Все ли математики такие?

как-нибудь проведу опрос среди своих левополушарных однокурсников)) думаю, большинство. когда работает левое, правое со своими финтифлюшками не включается.

Единица темно-серая, двойка почти черная с глухим синеватым оттенком, тройка - травяная зелень, четверка темно-зеленая, пятерка красная, шестерка светло-серая, семерка -- охра золотистая, восьмерка темно-коричневая, девятка -- сиена. Буквы и вкусы тоже цветные.
P.S. Я художник по первому образованию (ну и по натуре, вероятно).

У меня числа ассоциировались с цветами в молодости. Потом прошло

А не помните, какие цифры с какими цветами?

Помню только семерка желтая, остальное исчезло

Думаю, здесь могут быть "всплытия" ранее прочитанной информации,из астрологии, например. Помню, что-то такое читалось когда-то давно.

у меня есть, и на цифры, и на буквы.
Единица - черная, двойка - синяя\темно-голубая, тройка - золотисто-желтая-яркая, четверка - коричневая, пятерка - зеленая, шестерка - светло-желтая, семерка - лиловая, восьмерка красная, девятка очень темно-синяя, в черноту.

У меня на цифры есть такие связи (не на все), на буквы - нет. С семёркой и пятёркой - тоже как у вас, зелёная и красная, девятка тёмно-синяя, тройка зелёная, шестёрка - жёлтая.

Единица белая, двойка черная, тройка серо-голубая, четверка охристо-коричневая, пятерка красная, шестерка палевая, семерка синяя, восьмерка бордовая, девятка темно-лиловая. Это я скорее помню из детства, а сейчас сохраняются как реальная синестезия только 4, 5, 7 и 9.

Думаю, что на размывание синестезии влияет знание нерусских языков, потому что сама синестезия связана, в числе прочего, и со звучанием слова-цифры.

Единица -- зелёное золото, охра и шоколадный. Двойка -- васильковый и клюквенный. Тройка -- гнилая зелень и чёрный. Четвёрка -- песочный и засохшая кровь. Пятёрка -- электрик и сливочный. Шестёрка -- лимонное суфле, ваниль, графит. Семёрка -- фуксия и свинцовый. Восьмёрка -- китайская тушь. Девятка -- седой шоколад и алый.

Только у меня это не знаки, а произносимые (хотя бы мысленно) слова. Имена цифр. Просто на знак я не реагирую, он всегда чёрный на амиантовом фоне (серовато-белый с мельчайшими чёрными вкраплениями).

Цвета указаны комбинациями, потому что я ощущаю динамический "цветослуховой аккорд". При наличии рояля могу подобрать и указать соответствующее созвучие.
Цвета не смешиваются, но доля каждого может быть различной (от засохшей крови в четвёрке только один неровный штрих). Первый указанный цвет -- доминанта, его больше всего.

Что интересно, цвета у фонем, соответствующих буквам алфавита, не всегда совпадают с цветом букв, составляющих имя числа. Д у меня коричная, П - цвета вишнёвого киселя, а С -- обугленная кость.

UPD: да, ещё надо учесть, что "пятёрка" и "пять" -- РАЗНОГО цвета. "Пять" -- цикламеновый с сизым.


Edited at 2018-08-04 11:07 am (UTC)

Дело вряд ли в цифрах, скорее а буквах. Есть очень четкая научно подтвержденная зависимость цвета гласной от того, в каком из названий цвета она ударная. Так буква А (Я) однозначна красная, О - жёлтая с или розовая, Е - зелёная, И - синяя. Соответственно слова, где гласная одна будут того же цвета, где гласных две - будут давать сочетание цветов, с упором в ударную гласную. Цифры это как раз слова с одной или двумя гласными.

< буква А (Я) однозначна красная, О - жёлтая с или розовая, Е - зелёная, И - синяя. Соответственно слова, где гласная одна будут того же цвета, где гласных две - будут давать сочетание цветов, с упором в ударную гласную. >

Вовсе нет.
А действительно чисто-красная, а И -- ярко-синяя, но О -- чёрная, Е -- песочная, а Я -- фуксия.
При этом МАМА (ударное А) внезапно чёрное с изумрудным, КОРОВА (ударное О) -- васильковое с клюквенным, ПЕНЬ -- сливочный с антрацитом, а РИТМ -- цвета "зелёнки" с ниточкой малинового.

UPD: можно вспомнить также другие известные примеры синестезии -- например, у Артюра Рембо:

А- черный, белый - Е, И - красный, У - зеленый,
О - голубой - цвета причудливой загадки ...


Названия цветов по-французски соответственно:

noir (нуАр)
blanc (блан)
rouge (руж)
vert (вер)
bleu (блё)

Здесь всего два случая, которые могли бы подтвердить Вашу теорию: нуар и блё. Хуже того, ударное А для "блан" даёт другой цвет, чем в случае "нуара".
Два из пяти как-то маловато для доказательства.

Edited at 2018-08-04 01:32 pm (UTC)

На закате СССР было проведено достаточно большое исследование в котором опрашивались несколько тысяч русскоязычных студентов. По результатам была написана очень интересная книга о фонетике, как человек вообще воспринимает на слух слова. В главе о цвете в качестве примеров был десяток стихотворений известных поэтов с преобладанием рифм на одну гласную, картины рисуемые стихом были окрашены ровно в тот цвет. Работает ли эта схема для других языков, понятия не имею.

За ссылку спасибо, но относительно "картин, рисуемых стихом" -- помилуйте, это же крайне спорно и субъективно. Кто-то умудряется "видеть" нечто реалистическое, кто-то (как я) -- чистые цветомузыкальные абстракции. Плюс сообщить о "видимом" возможно только через речь (или выбор образцов цвета из предложенной гаммы). а тут надо учитывать даже гендерные особенности и культурный уровень. Одну и ту же вещь сложного цвета я описываю как "преимущественно зелёную", а мой муж называет её серой, лишённой оттенков (нет, он не дальтоник. Но зелёный для него имеет всего пару оттенков, и сложный цвет гнилой травы с золотисто-серой вуалью для него в группу "зелёных" не входит).
Можно вспомнить каноническое "ойнопа понтон" -- винноцветное (т.е. тёмное, непрозрачное) море эллинизма. Тогда как мы привычно называем море синим, а уж каким его видим и рисуем -- это у каждого может быть различным ...

Относительно гласных -- насколько я понимаю, у меня цветом управляют согласные, возможно в силу бОльшей тактильности при произношении. При этом, как я уже показывала, цвет фонемы может быть не таким, каким обладает для меня отдельный звук.

http://www.vaal.ru/show.php?id=114

Вот хорошая ссылка по теме. Читал я, скорее всего, что-то из позднего Журавлёва.

Ага, ну вот конкретно по материалу Дымшица (Журавлёва).

Во-первых, они исследуют только вариант слухо-цветовой синестезии. У меня -- тактильно-цветовая, завязанная на фонетические особенности произношения фонем, причём не только русских (у меня окрашены и фонемы английского и немецкого языков). То, что у меня с цветом связаны и другие телесные ощущения и эмоциональные состояния, можно опустить, это сейчас несущественно. Важно то, что слух для меня имеет небольшое значение (даже музыка на меня действует в бОльшей степени через тактильные восприятия, ритм и вибрации). А внимание исследователей обращено в основном на русские гласные -- т.е. на то, что наиболее заметно слуху. Займись они вопросами произношения -- более важными оказались бы согласные: они ЗАМЕТНЕЕ.

Во-вторых, меня никак не удовлетворяет предлагаемый набор цветов. В моём алфавите лишь ОЧЕНЬ немногие фонемы имеют "спектральный", т.е. чистый цвет, к тому же не всегда, И относительно высок процент ахроматических цветов, в целом же я пользуюсь не "грубыми" делениями на группы цветов, а могу точно указать нужный оттенок (в статье такие результаты именуются "низкочастотными").

В-третьих, я обратила бы внимание на то, что для меня наиболее чётко распознаваемыми по цвету являются те фонемы, в отношении которых отмечено наименьшее "окрашивание" (взрывные и щелевые), в отношении же гласных не обнаружилось ни одного (!) совпадения с цветовыми кодами по Дымшицу (таб.3). У меня все они другого цвета. Судить о том, насколько они совпадают с данными Журавлёва, я не могу -- я не знаю, какой именно оттенок красного у него связывается, например с А. Для меня это то, что близко к алому, т.е. холодный блистающий полупрозрачный красный, в котором довольно много непрозрачного тёмно-синего. У Дымшица же это тот цвет, который я назвала бы морковным, и который не ассоциируется ни с одной буквой. В целом, у него чрезмерно "утеплённая" гамма и совершенно не учтены фактуры. А для меня это важно.

Так что исследование это не показалось мне убедительным. Не мой опыт.


Для статистики: нет ассоциаций.

У меня нет ассоциаций.

На цифры не очень, зато очень устойчивые ассоциации на ноты. До - красный, ре - розовый, ми - оранжевый, фа - сиреневый, соль - красный или синий, ля - фиолетовый, си - темно-синий или черный.

Ноты какой октавы?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account