?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Пространственные построения в фресках Castello di Issogne
tito0107
Фрески замка Иссонь на северо-западе Италии, в Валле д'Аоста были созданы в конце 15 - начале 16 в. Пожалуй, наиболее знамениты из них те, что находятся в люнетах, во внутреннем дворе замка. В них изображены сцены из обыденной жизни, призванные символизировать доброе правление владельца замка, Джорджо ди Шаллана. Автором фресок считается Мастер Колин (Колен), имя которого известно из надписи на одной из фресок, а о его биографии ничего не известно. Предполагается, что он сформировался под франко-фламандским влиянием, но возможно и воздействие местной пьемонсткой школы.
Меня в этих фресках (а некоторые из них знакомы мне очень давно) всегда привлекали пространственные построения. Они очень архаичны для рубежа 15-16 столетий, в основе их лежит аксонометрия, характерная для времен Джотто и его ближайших последователей. Боковые стены в некоторых комнатах сходятся в перспективе, но это "зачаточная" перспектива, построенная, скорее интуитивно, а не по правилам.


Аптека. Пожалуй. самая известная фреска из этого цикла. Столы и коробки - в параллельной (аксонометрической) проекции. Иногда параллели слегка расходятся, получается эффект "обратной перспективы". Боковые верхние полки показаны сходящимися в перспективе, а нижняя, на которой стоят сосуды - прямая, при том, что она также идет вдоль стен. Получается "невозможное изображение", но едва ли автор стремился к достижению сюрреалистического эффекта. Скорее наоборот, хотел максимального реализма.


Кухня.
Здесь верхняя полка и дальние стены - в "наблюдательной" перспективе, а столы - в пареллеьной проекции.


Швейная мастерская


Здесь движение взгляда вглубь перекрывается стеной, на которой висят доспехи и оружие.


Сыры и колбасы.
Разглядывать фрески очень увлекательно, на них запечатлены многие подробности быта тех лет. Позднее, они были исписаны граффити.
Знал ли Маэстро Колин перспективу? Разумеется, ему должны были быть знакомы картины итальянских и заальпийских художников, в которых использовался этот прием, известный к тому времени уже несколько десятилетий. Тем не менее, едва ли он освоил сложную науку перспективного построения и продолжал работать по старинке, вводя в свои фрески лишь отдельные элементы перспективы (и иногда впадая при этом в грубые ошибки, впрочем, не бросающиеся в глаза, как на первой картине). Он был талантливым художником, но его живопись очень провинциальна и архаична - все таки, в то же время в каких-то двух сотнях километров творил Леонардо.
И последнее. Использование параллельных проекций в этих фресках заставляет вспомнить не только Джотто и его последователей, но и древнеримские фрески, например, вот эту:



Здесь немного другой принцип построения, но тематика та же и стадиально соответствует.

Posts from This Journal by “пространственные построения” Tag


  • 1
Мне кажется, мебель, изображенная художником, не обязательно была прямоугольной, и не обязательно расставлялась параллельно-перпендикулярно. А что, если это кривые столы в непрямоугольном помещении?

Все возможно, но лучше исходить из самой простой гипотезы.
(Оффтоп: Я оставил Вам личное сообщение.)

  • 1