tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Почему привлекательна "линия красоты"

Попалась на глаза интересная статья: "Порнография с эволюционной точки зрения". Перетащил я ее к себе на комп давненько, а вот прочитать удосужился только сегодня. В принципе, ничего нового не открыл. Почти то же самое читал у Дольника без малого 20 лет назад. Но тут все подробно и доходчиво.


Почему мужчин возбуждает вид готовой к сексу женщины? Да просто потому, что те мужчины, которых НЕ возбуждал вид готовой к сексу женщины, — давным-давно вымерли, не оставив потомства.


Почему мужчин возбуждают изображения готовой к сексу женщины? Потому что инстинкты не умеют отличать изображения от реальности. Почему мужчину возбуждают сексуальные фантазии? По той же причине — инстинкт не отличает фантазию от реальности. Инстинкт просто выбрасывает в кровь нужные вещества при выполнении каких-то простых условий.

Тут я замечу, что слово «порнография» можно толковать очень широко. По сути дела эротика – это порнография в мягком варианте (если смотреть с точки зрения удовлетворения инстинктов), да и границ четких между эротикой и порнографией не существует. То, что кажется порнографией в одну эпоху, в иные времена будет считаться высоким искусством. Бердсли, скажем, или Шиле.
Ну а в изобразительном искусстве эротика занимает очень важное место, может, даже самое важное в числе тем. Начиная от палеолита, через Античность и Ренессанс и до нашего времени – с этим вряд ли поспоришь.
А что в искусстве считается красивым? На этот вопрос обстоятельно отвечал У. Хогарт, и ответ его хорошо известен:


Впрочем, о композициях с S-образной линией писали за два века до того маньеристы, а сама эта чудесная линия была известна за много столетий до них.
Что же такого привлекательного в «линии привлекательности»?
Думаю, вы уже догадались. Куда я клоню, но на всякий случай процитирую Вильяма нашего Хогарта:


Хотя все виды волнообразных линий, если они правильно использованы, — декоративны, все же, строго говоря, существует лишь одна точная линия, которую следует называть линией красоты и которая в шкале этих линий (рис. 49 табл. 1) помечена номером 4. Линии 5, 6, 7, будучи слишком выпуклыми, становятся громоздкими, неуклюжими, и наоборот, линии 3, 2, 1, выпрямляясь, становятся посредственными и обедненными…


Еще более законченное представление о силе воздействия точной волнообразной линии и тех линий, которые отклоняются от нее, можно получить, рассмотрев ряд корсетов (рис. 53 табл. 1),


где номер 4 состоит из точных волнообразных линий и поэтому является корсетом самой лучшей формы. Каждый китовый ус в хорошем корсете должен быть изогнут подобным образом, ибо весь корсет, когда он стянут сзади, поистине является оболочкой разнообразного содержимого, и его поверхность, несомненно, является красивой формой. Таким образом, если мы проведем линию или проложим тесьму от шнуровки корсета сзади, вокруг тела и вниз к мысу корсета спереди, то она образует эту совершенную, точную змеевидную линию, которая была показана на рисунке 26 таблицы 1 обвивающейся вокруг конуса. Именно поэтому все украшения, наклонно пересекающие тело, как, например, ленты, которые носят рыцари Подвязки, всегда красивы и изящны. Номера 5, 6, 7 и 3, 2, 1 являются отклонением от нормы и в одном случае кажутся нам посредственными и обедненными, а в другом — неуклюжими и уродливыми. Причины же этого неприятного впечатления, после всего того, что уже было сказано, совершенно ясны человеку, обладающему минимальными способностями.

Однако нам следует принять во внимание, что корсет номер 2 лучше бы подошел хорошо сложенному мужчине, чем корсет номер 4. А корсет номер 4 лучше бы подошел хорошо сложенной женщине, чем корсет номер 2. Если же рассматривать их просто как предметы {145} определенной формы и сравнивать между собой так, как мы сравнивали бы две вазы, то наши правила уже показали нам, насколько четвертый номер красивее, чем второй. Не повышает ли такой наш вывод достоинства этих правил, доказывая в то же самое время, насколько форма женского тела превосходит по красоте мужскую?


Хогарт, даром что жил в век Просвещения, исповедовал идеалистическое представление о том, что женщина привлекательна постольку, поскольку форма ее тела обрисовывается S-образной линией. Я же, как вульгарный матерьялист, придерживаюсь противоположного мнения. А именно, что серпентоида приятна для глаза потому, что она напоминает формы женского тела. Половой инстинкт самцов Homo Sapiens столь примитивен, что продемонстрируй ему такую вот закорючку – сразу срабатывает.
Хогарт продолжает дальше:

Из примеров, которые были приведены, мы почерпнули достаточно сведений для того, чтобы продолжить наши наблюдения над любыми другими объектами, одушевленными или неодушевленными, которые могут встретиться на нашем пути, и суметь не только графически объяснить уродство жабы, свиньи, медведя или паука, формы которых совершенно лишены этой волнообразной линии, но и истолковать различные степени красоты, свойственные вещам, обладающим ею.

Понятно, что змеевидная линия сама по себе по силе своего воздействия очень слаба. Ясное дело: если начертить на стене такую линию и рядом посадить голую бабу обнаженную женщину – второй стимул будет воздействовать гораздо сильнее, нежели первый.

Но как бы привлекательна не казалась эта теория, не следует принимать ее за абсолютную истину.
Имеются к ней и вопросы.
Например, как быть с женщинами? Им вроде бы тоже S-образные линии нравятся.
Я не женщина, поэтому мне сложно сказать, нравятся ли? По всей вероятности – да, но едва ли столь сильно, как мужчинам. Оставлю пока этот вопрос в стороне.
Но примем, что линии нравятся. Тогда тут может быть множество объяснений.
Во-первых – воспитание. Женщины с раннего возраста видят произведения искусства со змеевидными линиями, такие композиции для них привычны и потому привлекательны.
Во-вторых, можно вспомнить, что большинство женщин (как и мужчин, уж простите) в той, или иной степени бисексуальны.
Ну и в-третьих, вспоминаем корсет №2. В конце концов, тело мужчины, особенно молодого и здорового также в той или иной степени обрисовывается хогартовскими линиями. Не свиньи, чай, и не пауки.
Но еще раз повторюсь – все это сугубые спекуляции. А вот есть ли эмпирические подтверждения теории – сказать затруднительно.
P.S. Это я такой сомневающийся, а вот для этологов даже вопроса такого не стоит. Процитирую В.Дольника:

Наш видовой врожденный образ женщины имеет форму торса. Поэтому все, что напоминает торс, приятно для глаз. Гончары могут придавать своим изделиям самые разные формы, но вазы всех времен и народов чаще всего имеют форму торса. Врожденная модель подсознательно воздействует на художника, а его творение находит понимание в нашем подсознании.
Tags: 18 век, 21 век, Британия, биология, графика, зрительное восприятие, искусство, искусствометрия, маньеризм, наука, рококо, стили, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments