?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Барочные (в основном) церкви Ваца
tito0107
Сегодня Вац - маленький тихий городок с населением в 33 тысячи человек в тридцати километрах к северу от Будапешта. Туристов тут намного меньше, чем в Сентендре (впрочем, может, дело в том, что я приехал туда уже в четыре часа дня).
Не знаю, сколько человек проживало в Ваце в середине 18 века, но, думаю, сильно меньше, чем сейчас (в Буде в 1780 г. жило 27 тыс. чел., в Пеште - 21 тыс.). С 1540 по 1686 г. Вац был пограничным городом между Священной Римской и Османской империями и более сорока раз переходил из рук в руки. Естественно, об интенсивном развитии города в тот период не могло идти и речи.



Битва при Ваце в 1684 г. Высокая башня в городе слева - очевидно, колокольня ц. Св. Михаила. Правее - османская мечеть, еще правее - замок.
Не удивительно, что от тех, и более ранних времен в Ваце сохранилось очень немногое. Основная масса исторической застройки относится к 18-19 вв.
В 18 веке Вац переживал расцвет, правда, развитие было прервано пожаром 1731 г. Облик города - барочный, даже многие здания 19 века подражают архитектуре предыдущего столетия.


На центральной площади Ваца раскопаны останки готической церкви Св. Михаила, которая в средние века была городским собором. Церковь пережила все невзгоды 16-17 столетий и в 1750 г. епископ Кристоф Мигацци начал ее перестройку в стиле барокко, но по стенам пошли трещины и в 1760 г. церковь была разобрана. Ее камни были использованы при строительстве нового собора.

На южную сторону площади выходит фасад доминиканской церкви (церкви Белых). Ее строительство началось в 1699 г., но она был а повреждена пожаром 1731 г., восстановлена, а интерьер в ныне существующем виде создавался с 1755 г. К сожалению, вживую я его так и не посмотрел, а, судя по фотографиям, интерьер очень красивый. Впрочем, барочных (рококошных) интерьеров в тот день и так было в избытке.



Церковь очень большая, но это пока не увидели собор.






На фронтоне - Всевидящее Око Божие. У меня сразу вызывает воспоминания о родных местах - такой же символ есть на триумфальных воротах в Ипатьевском монастыре, воздвигнутых в честь приза Екатерины II  в 1767 г. За три года посетила императрица Мария-Терезия и в честь этого события на месте тогдашнего въезда в город была поставлена триумфальная арка. Арка внушительных размеров, говорят, единственное сооружение такого рода в Венгрии. В ее стилистике нет и следа барокко - чистый неоклассицизм






Зато вполне барочный облик имеет греко-католическая церковь, возведенная в 1799 (по другим сведениям в 1795 г. По местным меркам она относительно небольшая (ключевое слово - относительно), стоит на узкой улочке. Сейчас церковь недействующая.




К храму примыкает белый дом, построенный в 1747 г.



Закоулками выхожу к Доминиканской церкви. Колокольня примыкает не к фасаду, а к алтарной части, которая, как мы помним, направлена на юг (почти).


Изящная барочная церковь Св. Анны, храм монастыря пиаристов. Высокие колокольни видны издалека. Церковь была построена в 1725-1745 гг.





Перед церковью - барочный же чумной столб.


Интерьер довольно простой


Вход в монастырский корпус.
Наконец, выхожу на площадь, и тут меня ждет грандиозное зрелище - собор Ваца. Все прочие церкви, как бы велики они не были, в сравнении с ним кажутся миниатюрными. По фотографиям сложно оценить масштаб, но могу сказать. что собор по занимаемой площади и по диаметру купола мало уступает базилике Св. Иштвана в Будапеште (сравнивал по картам). Но этот собор был построена на сто лет раньше и среди небольших домов провинциального Ваца он смотрится пожалуй еще более внушительно, чем базилика Св. Иштвана среди огромных доходных домов Будапешта.



Собор начали строить в 1761 г., первый проект исполнил известный архитектор Франц Антон Пильграм. Затем работа велась под руководством Исидоре Каневале. За время строительства стилевая парадигма сменилась и, начатый как барочный, собор достраивался уже в стиле неоклассицизма. Однако в планировке, колоколообразной форме купола (и форме люкарн на куполе) ощущается барочное влияние. Собор был завершен в 1777 г., как о том свидетельствует надпись при входе. Огромные статуи святых над портиком исполнил местный скульптор Йозеф Бешерт.














Интерьер - также барочный. Автор фресок - знаменитый Франц Антон Маульберч.


Боковая дверь кажется небольшой на фотографии, но на самом деле, ее высота - метра четыре.




Собор стоит на просторной площади, по трем другим ее сторонам - административные здания и епископский дворец, построенные во второй половине 18 века. Возвращаясь к аналогиям с Россией - мне эти дома напомнили почему-то присутственные места в Ярославле, а сам собор - базилику Св. Екатерины Александрийской в Петербурге. Та тоже сочетает барочные и классицистские черты, но существенно меньше по размерам.


Высота купола составляет 55 метров - не так уж много, но выглядит он очень монументальным.





В бывшей цитадели находится францисканский монастырь с церковью Св. Креста (1721-1761). Сейчас церковь на реставрации, к сожалению, ибо внутри - красивейший алтарь, созданный в 1761 г.


Со стороны Дуная церковь, воздвигнутая на руинах старых стен выглядит очень внушительно даже в лесах. Судя по гравюре 17 века, которую я пометил в начале поста, на этом месте располагался другой храм, но у него фасад выходил на к Дунаю, на запад.


Справа, на стенах, распростер руки венгерский корольь Геза I (правил в 1074-1077 гг.)

После больших барочных (и неоклассических) храмов - миниатюрная, и очень красивая часовня Св. Роха, по-барочному сложная в плане (1740). Она находится недалеко от железнодорожного вокзала, за пределами старого города.






Posts from This Journal by “Венгрия” Tag