?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Миниатюры Учительного Евангелия XVI века
tito0107
Выложены в одном из пабликов ВКонтакте
Если хотите посмотреть все, идите по ссылке, а я здесь публикую только часть.
Полагаю, создано это Евангелие было ближе к концу 16 века (специально информации я не искал), стилистически миниатюры близки к миниатюрам Лицевого свода. Очевидно, что среди их источников византийские и поствизантийские (в т.ч. русские) миниатюры и иконы, а также западноевропейские гравюры (и возможно, миниатюры тоже).
Миниатюры выполнены с большим мастерством, но меня привлекло не оно, а пространственные построения.


Вот уже около ста лет все эти фантастические, порой совершенно ирреальные конструкции принято объяснять каким-то хитрым замыслом. Дескать, художники могли бы изобразить все реалистично, но у них стояла задача нарисовать ирреальное (иногда говорят "духовное" - слово, к которому я отношусь еще хуже, чем к слову "менталитет") пространство. А зачем им изображать ирреальное пространство? Они же твердо были уверены, что библейские и евангельские, в частности, события происходили на Земле, во вполне реальном мире. Более того, пространственные построения в миниатюрах, иллюстрирующих исторические события, в том числе, совсем недавние (в том же Лицевом летописном своде) точно такие же. Тогда сторонники ХЗХ (Хитрого Замысла Художника) говорят уже другое, а именно, что такие построения отображают реальное видение. Бакушинский, Жегин, Раушенбах давали, в свое время различные объяснения, как именно отображают.
Иногда такие построения называют "обратной перспективой", но я даже не могу сказать, верно это, или нет, так как однозначного строгого определения "обратной перспективы" не существует. Даже Павел Флоренский в своей основополагающей работе (очень небольшой по объему, кстати) приводит два взаимоисключающих определения: бери какое хочешь для своих нужд и пользуйся. Флоренский же является основоположником двух "мифов" об "обратной перспективе": что с помощью ее отображают ирреальное пространство и что она отражает естественное видение.

Я же был и остаюсь оккамистом и "хэнлонистом", поэтому полагаю, то не были средневековые художники сюрреалистами и не стремились сделать архитектурные конструкции "позакумырнее", чтобы передать ирреальность изображаемого. Но и реалистами они не были в том смысле, что не пытались передать свое реальное видение. Просто перерисовывали, порой сильно перерабатывая конструкции с византийских и русских икон и миниатюр и западноевропейских гравюр, возможно, даже не пытаясь представить, как то, или иное сооружение выглядело бы в действительности. Главное, как оно выглядит на картинке.

1.
Скажем вот эти вот палаты: это что вообще такое?
В основе этих построений - построения поздневизантийской живописи и, возможно, построения треченто (влияние проторенессанса на поздневеизантийскую и поствизантийскую живопись - отдельная, очень интересная тема), а геометрическая основа последних - параллельное проецирование, изометрия, в частности. Со временем относительно ясные и логичные конструкции искажаются (т.к., напомню, копиисты не всегда понимали вообще, как они выглядят в действительности) и получается то, что мы видим здесь.

2.

3.


4.

5.

6.


7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.


14.
Корабль недвусмысленно указывает на знакомство художника с западноевропейским искусством, но почему-то у него два бушприта. Такое на самом деле было, или чтобы "ирреальность" передать? Или ни то и ни другое?

15.

16.

17.

18.

19.

20.
Архитектура, особенно башня с часами - с какой-то ренессансной гравюры. Кстати, как это мужичок на переднем плане (бывший "расслабленный") так исхитрился ухватить свое ложе? Впрочем, в "ирреальном" мире все возможно.

21.
И дракончик и столб, через который он пролезает, явно восходят к западноевропейским источникам.

22.

23.
Восьмиугольное здание в Иерусалиме - "Купол Скалы", который принимали за иерусалимский храм.

24.
Евангелист Лука. Изображение восходит к византийским и русским миниатюрам (типа Евангелия Хитрово). Тут все относительно просто и понятно

25.
Евангелист Иоанн. А тут уже все поехало. Обратите внимание на плоскость, которая примыкает справа к правой передней ножке седалища

26.
И тут тоже. Конструкция слева - вообще полный имп-арт.

27.

28.

29.

30.

31.


32.

33.


Posts from This Journal by “пространственные построения” Tag


  • 1
> 24. Апостол евангелист Марк.

Судя по надписи, вроде бы Лука; Марк на 26-й.

  • 1