?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Художники, которым не повезло-98. Зинаида Баженова
tito0107
Почему в моей серии "Художники, которым не повезло" так мало художников из 19 и 20 веков? Потому, что "невезучих" художников в последние два столетия было очень много, как ни парадоксально. Ну вот представьте: заканчивают каждый год Академию, или какое иное серьезное учебное заведение условно 30 человек. Все они талантливые и мастеровитые, иначе не добрались бы до таких высот. А дальше вступает в действие фактор случайности, два-три выбиваются люди и попадают в анналы, остальные тонут в Лете. А в советское время не только в столичных вузах, но и в провинциальных училищах учили неплохо. И где эти сотни и тысячи добротных художников?
Попалась мене на днях на глаза книжка 1961 г. про скульптора Зинаиду Баженову. Не помню, слышал ли я ее имя раньше, но некоторые из произведений точно видел. Да, почти все, что вы увидите ниже - кондовый сталинский соцреализм, но соцреализм хороший, мне он милее сурового стиля и, тем более, того, во что суровый стиль вылился к 1970-80-м годам.

Биография:

Баженова Зинаида Васильевна – художник декоративно-прикладного искусства, скульптор, фарфорист, член Союза художников СССР. Родилась Зинаида Васильевна в 1905 г. Окончила художественно-промышленный техникум в Свердловске (1924-1928 г.), далее училась в Новосибирске в мастерской по изготовлению игрушек у Надольского С. Р.; 1928-1930 г.г. – во ВХУТЕИНе в Москве у Мухиной В.И., 1930-1932 г.г. – Институт пролетарского изобразительного искусства в Ленинграде, где проходила обучение под руководством Синайского В. А и Матвеева А. Т. Входила в Московское товарищество художников и молодежное отделение АХРа (ОМАХР). С 1933 г. принимала участие в различных выставках. Работала на Гжельском керамическом и Рижском фарфоровом заводах после 1945 г. В своем творчестве продолжала традиции абрамцевской керамической мастерской, создавая мелкую пластику в технике майолики. Работы Баженовой отличаются индивидуальным стилем: декоративная выразительность цвета, экспрессия, живая лепка формы. В ее исполнении пять аллегорических фигур для фонтана «Дружбы народов» на ВСХВ – «Узбекистан», «Латвия», «Азербайджан», «Казахстан», «Туркмения». Работы художницы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее керамики, во многих частных и музейных собраниях.
Отсюда



З.В. Баженова. 1950-е(?)

Это, кстати, единственная ее известная прижизненная фотография


Статуэтка шахтера, 1929 г.
В молодости художница отдала дань формализму.






Голова узбечки. 1959


Голова узбечки. 1947


Голова узбечки. 1947




Женщина в платке. 1950-1960-е




Еще Баженова создала бюст Ленина маленького, с кудрявой головой и статую Ильича в детстве, с которой было сделано множество копий


Джамбул Джабаев. 1950


Слева - бюст знаменитого акына в керамике


Семен Дежнёв. 1958 (?)


Аллегорическая фигура Туркмении. 1951-1953
Порой Зинаида Баженова балансирует на грани китча. Впрочем, не она одна.




Герой соцтруда Лола Ирбутаева. 1949

Хоть Баженова и пытается подражать раскрашенным бюстам раннего Возрождения, она скульптор постакадемический и построденовский. Импрессионизм - штука заразная))


Девочка с козленком. 1954


Мужской портрет. 1956


Физкультурница с полотенцем. 1940


Фрагмент композиции "Танец узбечки"


Узбечка с хлопком. 1947


Портрет Дины Нурпеисовой. 1950


Колхозница Паша Никифорова. 1949


Голова туркменки. 1958


Портрет матери. 1946


Что было дальше, после того, как в 1961 г. вышла книга о Зинаиде Баженовой (автор - Галина Ростовцева)? Господствующий стиль резко поменялся, не захотела в нем работать немолодая уже художница, или не смогла, не так важно, о ней забыли. Заметьте, в приведенной выше биографии даже не указан год смерти. Она умерла в 1987-м, но кое-где указано, что в 1977-м. Сик транзит. И таких, как она, много.


Довольно подробно о З.В. Баженовой



Posts from This Journal by “скульптура” Tag

  • Стрелец и боец

    Витторе Гамбелло (ок. 1455-1537). Геркулес, стреляющий в стимфалийских птиц. Ок. 1515-1520 Мне сразу вспомнился "Кулачный боец из…

  • Живопись и рисунки Бернини - 2

    Шесть лет назад я уже писал про Бернини-живописца, но тот пост нуждается в дополнении. Бернини, конечно, гений (постоянные читатели знают, что я не…

  • Про палеолитических венер и аполлонов

    Марионетка из Брно*.28-30 тыс. л. до н.э. Найдена в погребении (предположительно) шамана. Одна из немногих мужских статуэток верхнего…


  • 1
Вот классная же какая.
Ну, насчёт повезло или нет - спорно, много было художников, которые спокойно себе работали, имели госзаказ, санатории и мастерские... профессия не хуже прочих.

Моя серия не об этом везении.

Узбечка с хорпком (?)
Живые портреты. Мне нравятся. Только Дежнёва сперва принял за Энгельса.

Да ну, не похож.

можно же было соцреалистичных космонавтов, к примеру, лепить

Может и лепила, но не выдержала конкуренции. Хотя мне ее космонавты неизвестны.

какая-такая в Союзе могла быть "конкуренция"?

Конкуренция за место у кормушки.

"Голова туркменки" и "Портрет матери" - просто гениальны, хотя и в разной эстетике сделаны. Если первая изумительна по красоте, то вторая - это глубокий психологизм (уж кого-кого, а свою-то мать она хорошо знала!)

Спасибо!

Умение рисовать (лепить, ваять и т.д.) и талант художника - это разные вещи.
Еще Чистяков, по легенде, говорил, что научит рисовать многих, взятых прямо с улицы. Но мало кто из них станет художником.
В советское время было перепроизводство "художников", просто умевших рисовать.
И прав автор коммента - "много было художников, которые спокойно себе работали, имели госзаказ, санатории и мастерские", не оставивших и следа в памяти следующего поколения.

Согласен со всем.

"В советское время было перепроизводство "художников", просто умевших рисовать"

А сейчас - нехватка.

Да, хотя остатки ШКОЛЫ еще есть по местам, но в основном в училищах. В Вуз этих детей берут уже довольно умеющими, но дальше им начинают морочить головы "творчеством".
Этим головоморочением занимаются педагоги, не имеющие понятия о том, что это такое.

Не знаю как там в Питере, но в Москве это так, к сожалению.

  • 1