?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Художники, которым не повезло-99. Маттиа Прети
tito0107
Иногда я задаюсь вопросом: как бы развивалось творчество великих мастеров, чья жизнь оборвалась в расцвете сил, проживи они подольше? Например Караваджо. Думаю, его манера развивалась бы в сторону большей живописности. Возможно, он двигался бы в том же направлении, что и Тициан, или Веласкес, но колорит у него был бы не столь изысканный, а живопись бы отличалась большей суровостью (что-то вроде Креспи?). И, скорее всего, современники и ближайшие потомки не оценили бы его достоинству, как не оценили позднего Рембрандта и того же Веласкеса.

Так, или иначе, караваджизм вылился к середине 17 века в вариант барокко, точнее, в варианты, хотя разные художники шли к этим вариантам разными путями. Самого же Микеланджело Меризи я бы ни в коем случае не относил к барочным художникам.
Примером постепенного "обарочивания" караваджизма может служить творчество Маттиа Прети (1613-1699). Прети вышел из неаполитанской школы (целиком и полностью обязанной своим существованием Кааваджо и давшей немало выдающихся художников, многие из которых заслуживают большей известности), учился у караваджиста Караччоло, долго работал в Риме, но в 1653 г. вернулся в Неаполь. В 1660 г. он стал мальтийским рыцарем. Маттия Прети - обладатель яркой индивидуальной манеры, которую сложно спутать с кем-то иным, в этом плане его можно сопоставить с выдающимися (пост)караваджистами: старшими современниками Риберой и Валантеном, и близким по возрасту Бернардо Каваллино. С последним его многое сближает, но Каваллино изящнее, а Прети более резок и экспрессивен. Пожалуй, он не был вундеркиндом, его ранние работы (созданные, впрочем, уже после двадцати лет) несколько жестковаты, но после тридцати его талант разворачивается в полную мощь. (В старости он сдал, но это естественно).


Автопортрет. Ок. 1695


Концерт. Ок.1635
Эта картина была на выставке в Пушкинском три года назад. В реальности из-за зеленоватых лиц выглядит иначе (как и "Мальчик" Пинтуриккио). Впрочем, это вина не художников, а времени.


Концерт. 1630-е


Концерт. 1630-е


Шут с гитарой. 1630-е


Коронование терновым венцом


Св. Павел Отшельник. Ок. 1675 (?)
"Вороне как-то Бог послал кусочек сыру..."


Св. Павел Отшельник


Св. Павел Отшельник. Ок. 1660


Гомер
В то время еще не знали, что скрипок в античности не было, про это у Винкельмана есть.


Встреча Марии и Елизаветы (а также Иосифа и Захарии)


Чудо со статиром


Смерть Софонисбы. После 1650


Смерть Софонисбы


Мать, приводящая своих детей ко Христу


Велизарий, просящий милостыню. Ок. 1660-1665



Чудо Св. Панталеона. Ок. 1635-1640


Распятие Св. Петра.


Распятие Св. Петра. 1650-е


Еcce Homo. Ок. 1656-1666


Юдифь с головй Олоферна перед народом


Юдифь и Олоферн


Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу


Клоринда, выручающая Олиндо и Софонисбу. Ок. 1660


Эрминия


Платон и Диоген. 1649


Саломея с головой Иоанна Крастителя


Пир Ирода. ок. 1656-1661


Пир Ирода. Ок. 1655


Усекновение главы Иоанна Предтечи. Ок. 1640


Проповедь Иоанна Крестителя. Ок. 1665


Иоанн Креститель, обличающий Ирода. Ок. 1662-1666


Поклонение пастухов. 1660-е


Поклонение пастухов. Ок. 1645
Подозреваю, первая картина написана, на самом деле, раньше второй


Распятие Св. Андрея. 1651


Св. Андрей. Эскиз


Казнь Св. Павла. Ок. 1654-1661


Воскрешение Лазаря. 1650-е


Бегство Энея из Трои


Смерть Дидоны. Ок. 1675


Христос среди книжников. Ок. 1640-1645



Возвращение блудного сына. 1658


Возвращение блудного сына.


Томирис с головой Кира. 1680



Христос во славе со святыми. 1661



Мадонна со святыми. 1656


Казнь Св. Екатерины Александрийской


Казнь Св. Екатерины Александрийской


Вакханалия. Ок. 1640
(Полагаю, позднее, на самом деле)


Св. Николай. 1653



Сусанна и старцы.


Пир Авессалома. Ок. 1656-1661


Пилат, умывающий руки. 1663



Св. Вероника. Ок. 1655-1660


Св. Георгий и дракон. Ок. 1668


Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.


Эскиз вотивной фрески в честь избавления от чумы 1656 г.


Чума 1656 г. Эскиз фрески

Фрески с соборе Св. Иоанна. Валетта


Иоанн Креститель во славе. 1661-1666


Триумф ордена Св. Иоанна. 1661


Крещение Христа. 1661


Неверие Фомы Ок. 1656-1660


Спаситель Мира. Ок. 1650


Иоанн Креститель. Ок. 1650


Матиа Прети, предстоящий перед Иоанном Крестителем (автопортрет). 1672


Портрет Великого Магистра Мальтийского ордена Мартина де Редина. 1660
В 19 веке считался автопортретом самого художника и гравюра с него до сих пор распространяется как автопортрет Маттиа Прети:




Рисунки








Маттиа Прети был очень плодовит, я привел далеко не все его картины. Пожалуй, его нельзя назвать гением, но талантом он был выдающимся и достоин большей известности, нежели имеет.



Posts from This Journal by “караваджизм” Tag


  • 1
Сколь многого я никогда не видел...

Не только Вы.

  • 1