tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Запад на Востоке

Лекция о влиянии западного искусства на китайское.


Джузеппе Кастильоне и другие придворные художники. Император Цяньлун любуется павлином, распускающим хвост. 1758

"Надо сказать, что если страсть европейских дворов и этого круга породила новый стиль «шинуазри», который весьма хорошо изучен и описан, и проработана терминология, то, что касается вот этого увлечения западноевропейским на Востоке, это исследовано еще крайне мало, и даже не проработана терминология. Мы в принципе не знаем, как это назвать.

Есть такой, может быть, немного корявый термин «оксидентализм». Мне кажется, он применим к этому явлению, потому что он все-таки в чем-то отражает суть этого увлечения Западом, хотя в силу различных причин он приобрел, конечно, в современной литературе политологические подтексты как некая антитеза ориентализму, предложенному Саидом, а Китай XVIII века не выносил те политические подтексты негативного отношения к Западу, которые часто закладываются сейчас в этот термин в культурологической литературе. Тем не менее в данном случае будем его применять, хотя и с некоторыми оговорками.

Увлечение Западом при Цяньлуне достигало совершенно фантастических масштабов. Помимо того, что он собирал прекрасные коллекции западноевропейских вещей, строил павильоны, он, надо сказать, любил еще, о чем свидетельствуют портреты, переодеваться в европейское платье – сохранились некоторые изображения. Это была, безусловно, игра, во многом похожая на те же самые игры и тот театр, который мы можем наблюдать, например, в Версале XVII и первой половины XVIII века. Видимо, очень похожие настроения и увлечения бытовали и при дворе цинских императоров в XVIII веке.

Этот интерес к западному мышлению и точке зрения касался и западной живописи, которая привлекла и очаровала своим реализмом, натуралистичностью и в первую очередь, конечно, перспективой, классической прямой перспективой, которая была совершенно несвойственна китайской живописи. Но хочу отметить, что все это все-таки было уже подготовлено предыдущими эпохами. Если бы та же самая европейская живопись попала в Китай, например, в XIV-XV веках, она не вызвала бы столь бурного почитания, и художники не нашли бы такого покровительства, какое они обрели в XVIII веке при дворе Канси и Цяньлуна."


Джузеппе Кастильоне - замечательный художник, своего ода, связующий мост между восточным и западным искусством. И в то же время, ему "не повезло". Может быть, я преодолею робость и он станет героем юбилейного, сотого поста.
Tags: 18 век, Европа, Китай, диалог культур, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

  • Про город Чунцин

    Читаю в Википедии про китайский город Чунцин, по некоторым данным - самый большой город на Земле: "Возник более 3 тыс. лет назад. В древности город…

  • Лекция про китайскую живопись

    Се Хуань (1377-1452). Изысканное собрание в абрикосовом саду. Ок. 1437 "В первой лекции своего курса «Как смотреть и читать искусство Востока»…

  • Как изготавливают китайские шары-головоломки

    Оригинал взят у vakin в Как изготавливают китайские шары-головоломки В течение многих столетий китайское прикладное искусство было…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment