
Джузеппе Кастильоне и другие придворные художники. Император Цяньлун любуется павлином, распускающим хвост. 1758
"Надо сказать, что если страсть европейских дворов и этого круга породила новый стиль «шинуазри», который весьма хорошо изучен и описан, и проработана терминология, то, что касается вот этого увлечения западноевропейским на Востоке, это исследовано еще крайне мало, и даже не проработана терминология. Мы в принципе не знаем, как это назвать.
Есть такой, может быть, немного корявый термин «оксидентализм». Мне кажется, он применим к этому явлению, потому что он все-таки в чем-то отражает суть этого увлечения Западом, хотя в силу различных причин он приобрел, конечно, в современной литературе политологические подтексты как некая антитеза ориентализму, предложенному Саидом, а Китай XVIII века не выносил те политические подтексты негативного отношения к Западу, которые часто закладываются сейчас в этот термин в культурологической литературе. Тем не менее в данном случае будем его применять, хотя и с некоторыми оговорками.
Увлечение Западом при Цяньлуне достигало совершенно фантастических масштабов. Помимо того, что он собирал прекрасные коллекции западноевропейских вещей, строил павильоны, он, надо сказать, любил еще, о чем свидетельствуют портреты, переодеваться в европейское платье – сохранились некоторые изображения. Это была, безусловно, игра, во многом похожая на те же самые игры и тот театр, который мы можем наблюдать, например, в Версале XVII и первой половины XVIII века. Видимо, очень похожие настроения и увлечения бытовали и при дворе цинских императоров в XVIII веке.
Этот интерес к западному мышлению и точке зрения касался и западной живописи, которая привлекла и очаровала своим реализмом, натуралистичностью и в первую очередь, конечно, перспективой, классической прямой перспективой, которая была совершенно несвойственна китайской живописи. Но хочу отметить, что все это все-таки было уже подготовлено предыдущими эпохами. Если бы та же самая европейская живопись попала в Китай, например, в XIV-XV веках, она не вызвала бы столь бурного почитания, и художники не нашли бы такого покровительства, какое они обрели в XVIII веке при дворе Канси и Цяньлуна."
Джузеппе Кастильоне - замечательный художник, своего ода, связующий мост между восточным и западным искусством. И в то же время, ему "не повезло". Может быть, я преодолею робость и он станет героем юбилейного, сотого поста.