?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О сломе классических стандартов красоты. Розина Феррара
tito0107
Со второй половины 18 и до начала 20 века в западном обществе господствовал определенный тип женской красоты, который можно назвать классическим. Овальное лицо, прямой (или с легкой горбинкой) нос, крупные глаза, небольшой рот, светлая кожа. Волосы могли быть разных оттенков, но не слишком кудрявые, брови не должны быть светлыми, а уж веснушки - и вовсе что-то немыслимое. Естественно, было множество вариантов "классического типа", идеалы менялись со временем, а внешность реальных женщин была разнообразна, но на портретах подгонялась под принятые стандарты. Женщин с выпуклым лбом, выступающей нижней частью лица, вздернутым носом, слишком пухлыми губами, большим ртом мы редко увидим на портретах той поры, многие современные актрисы и модели показались бы тогда некрасивыми. Следует еще помнить, что к любым отклонениям тогда относились куда менее толерантно, нежели сейчас, в реальной жизни еще могли потерпеть, но вот в произведениях искусства - ни в коем случае. Вспоминаю, как я удивился, когда узнал, что Алёнушку Васнецова называли уродом (хотя и от моих идеалов красоты она была далека).
Слом шаблона начался в середине 19 века: сначала прерафаэлиты, а потом пошло-поехало. Не знаю, считал ли своих женщин красивыми Ренуар, Дега уж точно не считал, но утверждал своей живописью, что и такие "уроды" достойны быть запечатлёнными на холстах.
Но процесс этого слома был длительный.
В конце 1870-1880-х годах жила девушка с очень нестандартной (по понятиям того времени) внешкностью. Ее звали Розина Феррара, она родилась в 1861 г. на Капри в семье крестьянина и в юности и молодости позировала многим художникам, но прославил ее Джон Сингер Сарджент.
Розина была очень смуглая, а линия, опущенная от ее лба к подбородку сильно отклонилась бы от вертикали (плюс "большое расстояние от глаза до уха", которое восхищало впоследствии Ивана Ефремова, правда не у Розины), но, судя по портретам Сарджента очень мила и грациозна. Сам Сарджент в пору знакомства с ней также был еще очень молод, ему было всего 22 года.
В 1891 г. Розина Ферра вышла замуж за своего ровесника, Джорджа Рэндольфа Бэрса (брак был счастливым), уехала с ним в США и умерла в 1934 г.. Розина столь известна, что о ней есть несколько статей в Википедии (в т.ч. и на русском))). Не все художники, писавшие ее, удостоились такой чести.

Картины Сарджанта с Розиной
Все они созданы в 1878-1879 гг., когда модели было 17-18 лет



















Картины других художников


Шарль-Эдмон До. 1879
До, определенно подгоняет профиль Розины под принятые в то время "стандарты"


Чарльз Спрэг Пирс. 1880


Хорас Фишер


Карл Брейтбах. 1885



Posts from This Journal by “портрет” Tag

  • Хуан Карреньо да Миранда

    Хотел поначалу сделать его сотым "художником, которому не повезло", но потом решил, что это неуместно. Хуан Карреньо да Миранда…

  • Еще портреты

    Портреты работы П.И. Невзорова я сканировал из книги про художественные музеи Костромской области 1984 г. Вот еще несколько портретов оттуда.…

  • Художники, которым не повезло - 97. Петр Невзоров

    В серии про невезучих художников, кажется не было ни одного русского. Спешу (спустя семь лет после появления первого поста из этой серии) исправить…


  • 1
У нее просто не европейский тип лица, и в те времена не считали всех смуглянок уродками, на них был отдельный взгляд.

так и сейчас на них отдельный взгляд =)))

В профиль хороша.

ах, хороша была, видать, чертовка!

Возник вопрос - если кто-то из художников приближал портреты Розины к стандартам красоты, то не утрировал ли Сарджент, напротив, её странность?
Особенно невероятен разрез глаз, которого у других художников нет. Интересно, сохранились ли её фотографии

Не исключено. Но вообще, художники (особенно не сверхталантливые) склонны все подгонять под стандарты.

  • 1