?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Они тоскуют по мужчинам
tito0107
Готовлюсь потихоньку к выступлению на небольшой конференции в музыкальной школе, буду рассказывать про фортепьяно (и родственные ему инструменты) в живописи.

И эту картину упомяну:

Ян Вермеер. Дама сидящая у вёрджинела. Ок. 1670-1672

Картины 17 века (не говоря уж о более ранних временах) переполнены символикой. А здесь символика такая: вёрджинел (виржинал, на картине его разновидность мюзелар, с мануалом, сдвинутым вправо) - женский инструмент, о чем говорит его название. Виола да гамба - инструмент мужской, но здесь она стоит без дела, играть на ней некому (пока), хотя смычок уже наизготове. А что за картина на стене? Это полотно Дирка ван Бабюрена "Сводня", принадлежавшее в момент написания картины, кстати, теще Вермеера.


Дирк ван Бабюрен. Сводня. 1622

В общем, все предельно ясно, по-моему и на ум приходит строчка из одного непристойного, но широко известного произведения: "Она тоскует по мужчине и ей Матрёна ... найдет". (На конференции вспоминать эту строчку не буду, а в блоге имею право пошалить).
По всей вероятности, в пару к верхнему полотну Вермеер написал еще одно:


Ян Вермеер. Дама, стоящая у вёрджинела. Ок. 1670-1672

"Амур" на стене принадлежит кисти Цезаря ван Эвердингена. Мне нравится трактовка, что дама ждет своего возлюбленного, который находится в путешествии (на что указывает пейзаж).

Posts from This Journal by “живопись” Tag

  • Любил он русскую зимУ

    С первым днем зимы вас! Хотя снег лежит и не тает уже дней десять, если не больше, да и ноябрь стоял довольно холодный. В детстве и юности зима была…

  • "Олимпийская" живопись

    Вербное воскресенье. 1885 Единственная дошедшая до нас картина Викторины Мёран (1844-1927), знаменитой натурщицы Мане. Кстати, лицом она не очень…

  • Карло Кривелли

    Широкой публике известен, в первую очередь, как автор "Благовещения", но этим его наследие не исчерпывается. Вот, например, удивительная…


  • 1
Интересно, что за фотокарточка в руке у Амура?

Уже пошутили насчет мобилы. Игральная карта, только непонятно, какая.

Это, правда, интересно. Была такая традиция? Если ответ тянет на целый пост - буду рад его когда-нибудь увидеть.

В смысле, какая традиция? Про игральные карты, или про символы вообще?

Конкретно карты. Если я их и видел, то не обращал внимания.

Дама сидящая у вёрджинела- это точно Вермеер?

Предмет моего особого интереса- работы Понтормо и Вермеера- стараюсь посетить все музеи с ними. В репродукциях все художники равны, а вот в реальности видно очень и очень много деталей, особенностей письма и работу реставраторов. Посмотрел и картину "Дама сидящая у вёрджинела" "живьем" в Пушкинском. Она оставила очень странное впечатление. Самое непонятное- руки-клешни женщины. Ни в одной классической работе Вермеера руки не написаны столь чудовищно плохо. Верю в то, что Вермеер пользовался камерой-обскурой, но он выстраивал композицию как настоящий большой художник, и оставить женские кисти (натурщицы) в таком бездарном ракурсе он бы не решился. По крайней мере, в его атрибутированных работах такого рода огрех нет. Эта картина была приобретена без провенанса и без экспертизы, выставлялась со знаком вопроса в скобках, сегодня ее причастность к Вермееру есть результат договоренности искусствоведов и музейщиков. Справедливости ради, это не единственная сомнительная работа голландца в США. В коллекции Фрика висит рядом два "Вермеера", одна пронизана светом, вторая- абсолютно унылая. Еще более странные в Вашингтоне- про "Девушку в красной шляпе" пишут, что под Вермеером красочный слой XIX века.

Edited at 2018-11-20 02:39 pm (UTC)

Re: Дама сидящая у вёрджинела- это точно Вермеер?

Вы меня пугаете. Если Вы имеете в виду выставку этого года, из Лейденской коллекции, то там, если мне память не изменяет (могу в каталоге посмотреть, сейчас его нет под рукой), была другая "Девушка за вёрджинелом", вот эта:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_картин_Яна_Вермеера#/media/File:Vermeer_-_A_young_Woman_seated_at_the_Virginals.jpg

Она действительно вызывает некоторые сомнения. Впрочем, в подлинности многих работ Вермеера нельзя быть уверенным на 100%.

Re: Дама сидящая у вёрджинела- это точно Вермеер?

Да, перепутал, виноват!

Очень интересно. Как раз малых голландцев изучаю.

Вот смычек средины 19 века! хА ХА ХА!

37.jpg

Edited at 2018-11-20 07:21 pm (UTC)

Точно? Картине выглядит лет 100-150 моложе.

Нет, это Артур Хьюз, из прерафаэлитов. Прерафаэлитские картины вообще выглядят довольно современно

Думал, в 19 веке так плохо писать еще не умели. В смысле, плохо-то умели, но как-то иначе.
Мог бы уловить аналогию с fairy painting, но не шмог. Но уловил только знакомый стиль протестантских открыток.

Ну, плохо писать умели всегда)). Но прерафаэлиты были одними из первых, кто сознательно начал уклоняться в "примитивизацию" (а до них были назарейцы, а до них - "Древние" в Англии и "Бородачи" в Франции). Fairy painting и прерафаэлитство взаимно влияли друг на друга и на протестантские (и не только) открытки - тоже.

Раньше я думал, что прерафаэлиты - это исключительно крутые дядьки, дерзающие писать в позднесредневековом стиле "почти как Леонардо". Теперь вижу, что по безграмотности, но это ничего, это обычное дело.
На самом же деле они рисовали лубок в стиле академического недоучки :)

Полагаю, что и цвета одежд тоже неспроста синие и белые - это же канонические цвета Девы Марии

  • 1