tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Итальянские впечаления-1.


Итак, я вернулся из Италии. 8 дней - срок слишком малый, но тем не менее, кое-какие впечатления у меня сложились и вот, делюсь ими.


Культура и варварство.

Италия - страна культурная. Гиперкультурная, может быть, самая культурная страна. Там культура на каждом шагу буквально. Даже на диких, поросших лесом склонах Апеннин то тут то там глаз непременно упрется то в какой-то замок, то в собор, а то и в городишко с населением в несколько сотен человек, включающий в свой ансамбль и то и другое. А в Росии, стоит отъехать километров 30 от любого областного центра, как последние проявления культуры исчезают.Иные, прочитав это, упрекнут меня в русофобии, и сделают это совершенно зря, ибо какой же я русофоб, я русофил, только мое русофильство "иного толка", как говорил Владимир Владимирович.

Писал я как-то про культурные  ландшафты и импринтинг. Так вот, в том посте я высказывался в том духе, что, дескать, в детстве запечатлевается ландшафт, окружающий человека в его мозгу, и образ этого ландшафта становится этакм эталоном, по которому человек в дальнейшем строит мир вокруг себя. И итальянцы - хороший тому пример. Родившийся в глухой провинции итальянец видит вокруг себя красивые здания от романики до барокко, живописные горы и богатую природу. Причем видит он это на протяжении веков. А родившийся в какой-нибудь русской деревне видит только покосившиеся избы, поле и лес, лес, лес. Поэтому и создать что-то путное для него - труд почти непосильный.
Русские - варвары. Говоря эту провокационную фразу, я не вкладываю в слово "варвары" негативного смысла. Варвар - "недокультурный" человек. Человек, чаще всего входящий в соприкосновение с высокой культурой, но в силу тех, или иных причин не способный полноценно эту культуру воспринять. Все, что есть хорошего в русской культуре идет с Запада. Все плохое - извращение западной культуры. Культуры, в первую очередь, эллинско-романской.
Когда я приехал из Италии в столицу, и решил по ней прогуляться, я был ошарашен окружающим меня хаосом. В Москве до этого я бывал многократно, но хаос этот не был заметен столь явно. Рим, да и многие другие итальянские города не отличаются особой регулярностью планировки, но все они оставляю после себя целостное впечатление, несмотря на то, что соединяют в себе здания различных времен и стилей. Москва целостного впечатления не оставляет. Стеклянные небоскребы здесь соседствуют с охристым сталинским ампиром, с особняками 19 века и церквушками 17-го. Варварская столица, одним словом.
Кстати, о церквушках. Сложно придумать большее извращение самой идеи архитектуры, чем класическая русская церковь 17-18 веков со всеми этими маковками, главками, кокошниками, расписанная, как пряник. Это - именно извращение византийского крестово-купольного храма, а никакая не самобытность. Кремль - типично итальянское блюдо под варварским соусом. На кой хрен понадобилось царям делать эти псевдоготические шатры на башнях? Выпендриться хотелось, иной причины не придумаешь. А в 19 столетии всякие тоны, ропеты и т.д. принялись возрождать эту хренотень, видя в ней воплощение национального духа. Но не было в этом ничего национального, ибо и нации-то никакой в 17 веке не было. Вообще, русская архитектура времен первых романовых - это нечто вроде негритянского вождя в европейском фраке и цилиндре, но без штанов. То есть, это заимствование, прошедшее определенную эволюцию, и искаженное варварами до неузнаваемости. До такой степени, что извращение начинает казаться чем-то самобытным. Вот такая вот рашен экзотик получается.
 


Tags: искусство, история, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments