?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Венецианов, Пуссен и "телега впереди лошади"
tito0107
Чем дальше, тем больше привлекает меня Венецианов. Выдающийся художник - при том, что от природы не обладал он выдающимся талантом.



А.Г. Венецианов. Жатва. Лето. Сер. 1820-х
Постижение натуры (не исключавшее, впрочем, отвлеченных, а порой и просто схоластических интеллектуальных построений) - задача, которую ставил перед собой Ренессанс, в очень широком хронологическом понимании, от Джотто до Караваджо и караваджистов. Итогом этого постижения стала академическая система. В России же телега стояла впереди лошади - получили извне академическую систему, поняли, насколько она отвлеченная и кинулись постигать натуру. Кинулись, поначалу, очень немногие, Венецианов - в первую очередь. Алексей Гаврилович и его ученики, по крайней мере, на ранней стадии творчества - "ренессансные" художники.
Венецианов призывал подчиняться одной натуре, но для него природа оставалась во многом непонятной и он постигал ее с упорством натуралиста. Он и был натуралистом (в смысле не художником-натуралистом, а просто натуралистом) - чего стоит его внимание к проблемам перспективы. И конечно, Венецианов рационалист - в этом отношении его уместно сблизить с Пуссеном. Пуссен ведь тоже ренессансный, в немалой степени, художник, и, подобно Венецианову, вырос он на академической почве. Только академизм в его время был еще очень молод и не успел закоснеть.


Н. Пуссен. Руфь и Вооз. Лето. Ок. 1660-1664
И не случайно, что Венецианов высоко ценил Пуссена. Впрочем. Гвидо Рени он тоже ценил, но в этом он не был оригинален.

Recent Posts from This Journal

  • Про "Убийства в Оксфорде"

    Посмотрел фильм "Убийства в Оксфорде", неплохой детектив. Единственный вопрос: если действие просиходит в 1993 г., почему нет никаких характерных…

  • Гойя и другие

    Читаю сейчас книгу про Гойю Манфреда Шнайдера. Антон Рафаэль Менгс. Мария-Луиза Пармская. 1765 Будущей испанской королеве здесь 14 лет и в ней…

  • "Тятя, тятя, наши сети..."

    Ловцы человеков. Фрагмент фрески "Крещение Христа" в базилике Петра и Павла в Верии. 14 в. (А, может, и 15-й) отсюда


  • 1
Спасибо за сопоставление художников!
Мне всегда было интересно, что за поверхность, на которой сидит крестьянка. Может быть, предполагался невысокий помост, но художник не справился с перспективой? А если предполагалась крыша, допустим, сарая, то - зачем кормящую мать-то туда?:) Понятно, что ради "широкого обзора", но как-то нелогично.

Думаю, помост-"балкон" у овина, вроде вот этого: http://wikimapia.org/9339749/ru/Овин#/photo/1269660
(Доски когда-то лежали на выступающих бревнах, примерно на высоте человеческого роста, или даже выше). И логично - сжали колосья, отнесли снопы в овин, сушить.

Да, видимо так, спасибо!

  • 1