tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Примитивисты"-2: "The Ancients"

Если придерживаться хронологического порядка, то следом за «Бородачами» в ряду «примитивистов» должны идти назарейцы. Но их я оставляю на потом. Причина этого – как в обширности темы, так и в том, что назарейцы в отличие от «Бородачей» и «Древних» о которых пойдет сейчас речь, имели непосредственных последователей, а вот их французские и английские «коллеги» представляли собой «тупиковую ветвь» в развитии искусства.
Если молодые французские художники, объединившиеся вокруг Мориса Кая, вышли из мастерской Давида, то английские «Древние» в качестве своего «гуру» избрали Уильяма Блейка. Сложно представить двух художников, различающихся сильнее, нежели Давид и Блейк, но оба были крупнейшими мастерами своего времени. Впрочем, так считают искусствоведы сейчас, и если насчет Давида не было сомнений и тогда, то Блейк воспринимался этаким чудаком, находящимся на периферии современного ему искусства.
Еще одно различие между «Бородачами» и «Древними» заключается в том, что если первые по радикальности своих эстетических установок значительно опережали учителя (что и привело к конфликту), то Блейк был куда радикальнее своих молодых последователей во многих отношениях.
Вообще, я считаю Уильяма Блейка одним из самых выдающихся художников не только своего времени, но и вообще всех времен и народов. Потому никак не могу приступить к нему вплотную.
А пока – «Древние» ("The Ancients").
История Группы началась со знакомства молодого художника Дж. Линнелла (1792-18) с Уильямом Блейком. Благодаря Линнеллу искусством Уильяма Блейка заинтересовались Эдвард Калверт (1799-1883), Фредерик Тейтем (1805-1878), Сэмюэль Палмер (1805-1881), Джордж Ричмонд (1809-1896). Также в группу входил Фрэнсис Оливер Финч (1802-1862) и самый загадочный из «Древних» - Уэлби Шерман (упом. 1827-1836).
В отличие от французских примитивистов «Древние» не вдохновлялись каким-либо конкретным периодом в истории доклассического искусства. Основным источником вдохновения для них служило творчество Уильяма Блейка, в первую очередь его ксилографии к «Эклогу» Вергилия.



В самом названии группы отражены мечты о Золотом веке, а в своем творчестве художники стремились к наивности и безыскусности, которых не хватало академическому искусству того врмени.
Произведения «Древних» архаизированы до такой степени, которая в начале 19 века казалась бы публике вызывающей. Поэтому художники и не стремились к публичности, работали в основном для себя. Это отражено в малом формате их произведений в частности. Молодые последователи Блейка экспериментировали с различными техниками и материалами, в частности работали темперой на клеевой основе, что позволяло создать плотную, переливающуюся поверхность картины (в этом отношении Палмер и иже с ним напоминают мне Рембрандта).
Еще более интересны гравюры. Нарезанные в основном белым штрихом, они напоминают ксилографии, которые создавались сто лет спустя, начиная с экспрессионистов (тут и Фаворский всплывает и Рокуэлл Кент).
В произведениях «Древних» нет стремления к соблюдению законов перспективы и точной передаче пропорций и анатомии. Напротив, фигуры у них зачатую удлиненные, как бы лишенные костей, что сближает их с маньеристами.
Период активного творчества пришелся у «Древних» на 1827-32 гг. Почти все они прожили долгую жизнь, но продолжали творить уже в совершенно ином ключе, став куда более традиционными, но в основном, довольно заурядными художниками. Почти каждый из них заслуживает отдельного разговора, возможно, у меня и до этого дойдут руки.
«Древние» стали связующим звеном между Блейком и прерафаэлитами, но их собственное творчество едва ли оказало хоть какое-то влияние на Россетти и его товарищей. Интерес к нему пробудился только в модернистскую эпоху, в начале 20 века, и это закономерно: во многом, последователи Блейка, как и он сам стали предтечами модернизма. Во всяком случае, в них принято видеть таковых.

Cэмюэль Палмер. Про него я уже писал, но все же помещу здесь несколько работ:


Джон Линнелл


Штудия здания, 1806.


По дороге в Эммаус, кон. 1820-х


По дороге в Эммаус, 1835.



Ужин в Эммаусе, кон. 1820-х


Портрет Блейка, 1821.



Портрет Дж. Ренни, 1824.



Портрет Дж. М. У. Тёрнера, 1838.


Похоже, одна из первых репродукций "Портрета четы Арнольфини", 1843.


Жатва, 1865.

Джордж Ричмонд



Христос и Самаритянка, 1820-е



Христос и Самаритянка.


Илия и ангел, 1825.





Авель-пастух, 1825.


Сотворение света, 1825






Портрет Сэмюэла Палмера, 1829. Облик Палмера вполне "назарейский"

Эдвард Калверт.



Возвращение домой




Психея у ручья



Невеста, 1828



Идиллическая пастораль, 1829


Пахарь, 1827


Поток, 1828



Праздник сидра, 1827



Овцы на пастбище, 1827


Первобытный город, 1822

Фрэнсис Оливер Финч


Охота на вепря

Фредерик Тейтем


Уильям Блейк в возрасте 69 и 28 лет


Портрет Уильяма Уильямса и его жены ок. 1828


Уэлби Шерман




Вакханка, по рис. Калверта, кон. 1820-х



Вечер, по рис. Палмера, 1834.


"Примитивисты" - 1: "Les Barbus"
Tags: 19 век, 20 век, Британия, архаика, графика, диалог культур, живопись, искусство, параллели, примитив, реализм, стили, стилизация, цикличность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments