tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

"Как фотографии!"

Из комментариев к подборке картин П.П. Верещагина, выложенных ВКонтакте (не мной):
"Вот это истинное искусство! Картины, как фотографии!"

IwilNWMXwP4.jpg
П.П. Верещагин. Архиповка. 1876
Я бы не сказал, что картины П.П. Верещагина (в отличие от некоторых полотен его более знаменитого однофамильца В.В. Верещагина) - как фотографии. Но само представление о том, что "истинное искусство - как фотография", бытующее среди широких народных масс, показательно, как показательна и антитеза: если картина как фотография - это не настоящее искусство, разделяемая многими эстетами. Но картины Веремеера именно, что как фотографии, однако, я еще не встречал ни одного высказывания, что Вермеер - не истинное искусство (в чем обвиняли очень многих великих, от Джотто до Репина). Впрочем, что картины Вермеера - как фотографии согласятся почти все "обыватели", но иные "эстеты" начнут доказывать, что "не как фотографии" (тщетно, имхо).

Вспоминается еще один "фотографический" живописец - С.К. Зарянко


С.К. Зарянко. Портрет Х.Е. Лазарева. 1856

Зарянко говорил, что «рисование — есть не что иное, как определение границ предмета, нами изображаемого, все равно, человек ли это, зверь или просто предмет неодушевленный». "Ультраакадемический" принцип. Но, как ни странно, и почти импрессионистический, хотя импрессионисты отвергали контуры, а их мазистая живопись совсем не похожа на сверхгладкую фактуру полотен Зарянко. (Про контуры, к слову, Мане почитал Энгра и не очень любил Делакруа). Для импрессионистов также все равно, пишут ли они "человека, зверя, или предмет неодушевленный", такая вот диалектика, так академизм приходит к своему отрицанию. Интересно, что нечто похожее про рисование говорил В.А. Фаворский, который одинаково плохо относился и к академистам и к импрессионистам.



С.К. Зарянко. Вид Петровского зала в Зимнем дворце. 1837

Интерьеры Зарянко мне куда симпатичнее, чем его же портреты. Последние, при всей их тщательной выписанности выглядят застывшими, неживыми. Может, принцип "зловещей долины" работает.


Tags: академизм, восприятие, гиперреализм, живопись, реализм
Subscribe

Posts from This Journal “гиперреализм” Tag

  • Франц Иттенбах. Архаизация и гиперреализм

    Для живописцев-"архаизаторов" 19 века, начиная с "Бородачей" обращение к "примитивам", как их тогда называли (т.е. к…

  • Обманки

    Уильям Харнетт (1848-1892) Старые вещи. 1892 Старая скрипка. 1886 Музыка и удача. 1888 Бонусом еще один американский тромплёй того…

  • Какой стиль?

    Андо Кесккюла. Человек и завод. 1980 В сообществе "Искусство СССР" в Фейсбуке спрашивают, какой это стиль. А действительно, как его назвать?…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments