Момент, о котором я уже писал когда-то. С легкой руки искусствоведов (и "околоискксствоведов") конца 19 века- первой половины 20-го (Ригль, Дворжак, Вульф, а у нас - Флоренский, Успенский (Л.А., но и Б.А. тоже) и их последователи) принято считать (не всеми, правда), что византийские и вообще средневековые христианские художники стремились изображать мир в своих произведениях наименее жизнеподобным.
Однако авторы византийских экфрасисов (описания произведений искусства) напротив, считали, что мастерство художника тем выше, чем больше он приближается к природе, а искусство сравнивалось с зеркалом, отражающим природу без искажений. Лихачева тут же оговаривается, что они имели в виду "приближение образа к первообразу", но нет ли здесь подгонки? Интересно, что авторы 9-10 вв. видят разницу между современными памятниками искусства и античными только в сюжетах а не в стиле и не в степени жизнеподобия (стр. 102).
То же продолжается и в последующие века. Писатели 12 века говорят о превосходстве художника над природой (стр. 136), авторы стихотворных романов 14 века продолжают восхвалять художника, чье "мастерство тем выше, чем больше он уподобляет свое творение созданному Богом миру" (стр. 217), пишут о скульптурах, которые под резцом мастера становятся словно живыми.