tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Итальянские впечатления-3

Венеция

Венеция - великолепный город, но я не могу сказать, что она мне понравилась больше всего. Здесь почти нет новоделов, практически все здания  в центре - моложе 18 века, когда былое величие ушло и на смену ему пришли карнавалы, длиной в несколько месяцев. Во Флоренции, Риме, даже в крошечном Сан-Марино есть новоделы, а тут нет. Венеция - это город-мумия, огромное чрево которого наполнено толпами туристов. На островах, удаленных от исторического центра еще теплится жизнь, но вообще, жителей здесь мало. Говорят, 60 тысяч.
А когда-то Венеция была 170-тысячным мегаполисом, и с тех пор сохраняются большинство местных зданий. Вообще, "Царица морей" тоговремени (16 века) в чем-то сродни современной Москве. Такая же хаотическая застройка: тут вам и романика и готика и Ренессанс, и барокко, появившееся, правда несколько позднее. Вообще, город, несмотря на свои огромные для средневековья размеры, провинциальный ("не культурный") и варварский. Это можно понять, сравнивая, скажем, римское барокко и венецианское. Если римляне идут по пути уложнения формы и добиваются единства композиции, то венецианцы в барокко идут по пути нашгнетания декора. Фасады церквей просто перегружены скульптурой. Конечно это тоже красиво и роскошно, но "эту роскошь сочли бы в Риме вульгарной" (перефразирую Конан Дойля). То же самое и с готикой: венецианцы заимствуют из стиля не конструкцию, но декор. Да и венецианский Ренессанс - это тоже, в первую очередь украшения. Короче говоря, весь город напоминает этакое платье мадам де Помпадур: сплошные бантики и рюши. Но платье не новое, а весьма ветхое: мрамор чернеет, вода в каналах зеленая, здания покосившиеся. И среди всего этого былого великолепия многочисленные туристы и немногочисленые местные жители. Кстати, в Венеции больше всего негров: в основном высокие и стройные. Но о них отдельный разговор.
Думаю, что основная причина провинциальности Венеции в том, что она шагнула резко "из грязи в князи": какой-то поселок на островах довольно быстро становится торговым центром мирового значения, и вбирает в себя культурные влияния Востока (Византии), Севера (готику), и Юго-Запада (Рима и Тосканы). Естественно, застройка ведется абсолютно нерегулярно (как и в "Москвабаде"), а внешний облик зданий следует сиюминутнй моде (так византийский собор Сан Марко одевается в готические одежды). Вообще, не следует забывать, что Адриатика, особенно Венецианская лагуна - это Север, по итальянским меркам, а Север - это всегда варварство.
PS. Да, узнал от гида, что лиственницу для свай везли не из Пармы, и уж тем более не из Перми, а из Далмации. И это, на мой взгляд, самая правдоподобная версия.

Tags: искусство, история, культура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments