tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Сумбурные мысли о культуре, языке и образовании

Вчера, на сайте Ю. Мухина прочитал несколько его статей. Конечно, Мухин – человек своеобразный, скажем так, но иногда очень здравые мысли высказывает.
Вот он оспаривает тезис о том, что введение русского языка на Украине в качестве государственного разрушит украинскую культуру. Собственно, что такое культура? – спрашивает Мухин и дает определение, с которым я полностью соглашусь.
Культура – это способность пользоваться знаниями, накопленными человечеством. Культурный человек – тот, кто умеет эффективно использовать максимально возможный объем знаний. То же касается и общества в целом.
Если сравнивать русский и украинский языки с точки зрения объема содержащейся в них информации из разных сфер человеческой деятельности, то думаю, ясно, в чью пользу будет сравнение. Но поскольку ни один язык в мире не охватывает всей совокупности накопленных человечеством знаний, то, человек, называющийся культурным, в идеале должен знать как можно больше языков. Причем, чем более распространёнными будут языки, тем лучше, поскольку объем информации, содержащейся в них, больше.
Один из моих френдов, statin, пишет интересные посты о том, как создавались национальные языки. Их становление происходило параллельно со становлением национальных государств. Очевидно, что создателями национальных языков двигала благая идея: сделать понятным для своего народа максимально большой объем информации. Правда, довольно часто языкотворческая деятельность приводила к прямо противоположному результату, и Мухин дает хорошую иллюстрацию этого.
Это об языке. Теперь об образовании. Что такое «образованный человек»? По идее – то же самое, что и культурный, т.е. могущий использовать большой объем знаний, накопленных человечеством. Но у нас под образованием зачастую понимается процесс, когда в голову человеку впихивается максимальный объем информации, а не когда у него формируется умение этой информацией пользоваться. Т.е. эрудит считается образованным человеком, а часто не просто образованным, но и умным. Между тем способность держать в голове много знаний относится не к уму, а к памяти, а очень хорошая память, как известно, зачастую встречается у умственно отсталых людей. Недавно читал книгу, написанную одним психиатром, так вот он описывает случай из советских еще времен.
Поступил к нему на прием офицер. У начальства был на хорошем счету, но вот солдаты на политзанятиях заставляли его бегать в магазин, рассказывать анекдоты, стоять на стреме, пока они покурят, а он безропотно все это выполнял. Обследовали: оказалось - олигофрен. Но при этом цитировал огромными кусками классиков марксизма-ленинизма, мог подробно рассказать о политической обстановке. Но осмысления того, о чем говорит, не было никакого. Между тем, дослужился до капитана и уже на майора шел, образованным человеком считался.
Когда в школе вводят новые дисциплины, это зачастую оправдывают тем, что объем информации резко возрос, и всю ее надо преподнести школьникам. Помню, у нас даже в старших классов шесть уроков были далеко не каждый день, а теперь – и восемь не редкость. А ведь и двадцати лет не прошло. А потом еще идут к репетитору и во всякий учреждения дополнительного образования. «Загружать все больше нас стали почему-то…». Между тем, школа должна не запихивать в неокрепшие головы как можно больше информации, а учить, где эту информацию найти и как ей правильно пользоваться.

И про высшее образование пару слов скажу. Из того, чему нас обучали все пять лет, в работе пригодилось очень немногое. Потому, что теории много, практики мало. Педагогики и психологии у нас, будущих педагогов, очень много было. А устроился на работу: пришлось всю педагогику и психологию постигать заново. И так, дело, похоже, во многих сферах обстоит.
Хотел я еще про близкое мне художественное образование написать, но оставлю это на потом.
P.S. Обнаружил свой давний пост на ту же тему, вдохновленный все тем же Мухиным
Tags: 20 век, 21 век, Россия, Украина, история, культура, личное, наука, образование, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments