tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Художники, которым не повезло - 7. Мариотто Альбертинелли и Микеланджело Ансельми

Меня не оставляет в покое вопрос, почему некоторым художникам уделяется столь непропорционально большое внимание в истории искусства? Скажем, Рафаэля знают все, а вот, скажем имена Андреа дель Сарто или Фра Бартоломео, которые, простите уж за святотатство, по моему мнению, ничуть не хуже чем урбинский мастер, людям, далеким от искусства вряд ли о многом скажут. Думаю, не последнюю (далеко не последнюю) роль в известности художника играет «раскрутка». Естественно, это не только к художникам относится, но у нас речь именно о них. И вообще, если имеются несколько мастеров, примерно одинакового уровня дарования, то не факт, что самым известным из них непременно станет самый талантливый. Просто попались его работы на глаза какому-нибудь герцогу, или даже папе, понравились, маэстро получил хорошие заказы, естественно, хорошие материалы, хорошие условия труда и умелых помощников. Спустя какое-то время слава о нем широко разнеслась, появились последователи и подражатели. Спустя несколько десятилетий Вазари написал о нем в своей книге и т.д. и т.п. Естественно, что слава может оказаться дутой, могут просто поменяться вкусы и художника забудут. Во всяком случае, рейтинг его значительно понизится, но речь не об этом. А его товарищ, который начинал ничуть не хуже, но которому повезло меньше так и просидит всю жизнь в Лукке, или Орвьето каком-нибудь. После смерти его забудут, фрески его перепишут заново, а в 19-м, или даже 20-м веке обнаружат, что жил такой мастер. Только вот документов к тому времени почти сохранится, и вообще не понятно будет: его фрески, или не его.
Вот, например, Мариотто Альбертинелли. На мой взгляд, в лучших своих работах – не хуже, чем Фра Бартоломео, к которому он был близок, а может и Рафаэлю не уступает. Во всяком случае, «Мария и Елизавета» в Уффици очень сильное впечатление производит.
Мариотто Альбертинелли (1474-1515) родился во Флоренции, учился у Козимо Росселли, его соучеником был Фра Бартоломео, с которым он долгое время сотрудничал.


Благовещение, 1506.



Мадонна со св. Иеронимом и Зиновием (Совместно с Франчабиджо)



Встреча Марии и Елизаветы. 1506.


Страшный Суд. Совместно с Фра Бартоломео.


Рождество.



Адам и Ева.


Сотворение и грехопадение человека


Изгнание из рая


Жертвоприношение Каина и Авеля

Считается, что Альбертинелли испытал влияние, фламандских мастеров (в частности Мемлинга), Фра Бартоломео, а также Перуджино и Рафаэля. Последнее несколько странно. Манера его действительно близка к Рафаэлю (по крайней мере, внешне), но Мариотто был старше лет на десять, и когда создавал одно из самых значительных своих произведений - «Визитацию» из Уффици, Рафаэлю было всего 20 лет.
Микелнджело Ансельми повезло в гораздо меньшей степени, нежели Альбертинелли. Вазари, если не ошибаюсь, вообще не упоминает его, хотя пишет и о менее значительных живописцах.
Годы жизни Ансельми точно неизвестны: родился около 1492, умер – в 1554 или 56-м. Где родился – опять же точно неизвестно: то ли в Лукке, то ли в Сиене. В Сиене начал свою творческую деятельность. Считается, что испытал влияние Содомы и Беккафуми (они были крупнейшими сиенскими художниками того времени, поэтому не мог не испытать – такова логика искусствоведов).
Большую часть жизни провел в Парме, и считается третьим по значимости пармским художником, после Корреджо и Пармиджанино. Вообще, пармским живописцам «повезло» куда меньше. Чем флорентийским, например, хотя тот же Вазари оценивает их очень высоко. По моему же субъективному мнению ни Корреджо, ни Пармиджанино не уступают Микеланджлело. И Ансельми, если уступает им, то очень незначительно.


Мадонна с младенцем Иисусом и Иоанном Крестителем.


Мадонна с Иоанном Крестителем и Св. Стефаном (Примечательно, что книга у Стефана с готическим шрифтом, а сам он немного похож на Медведева:)


Св. Николай


Аполлон и Марсий


Христос и самаритянка


Голова юноши. Рисунок

Последний рисунок меня вообще в восторг приводит.

Что тут скажешь: не повезло.)
Tags: 16 век, Италия, графика, датировка, другая история., живопись, зрительное восприятие, искусство, личное, маньеризм, ренессанс, случайность, стили
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments