tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Постготика-3. (Готика, жизнь после смерти-27)

Постготикой уместно называть такую архитектуру, которая имеет явные черты других стилей (ренессанс и барокко, в первую очередь, но также классицизм и даже рококо), но базируется на готическом "фундаменте" (в переносном смысле, но иногда и в прямом). Ее появление обусловлено некоторой инерцией мышления: на протяжении 17 века некоторые зодчие почти всех европейских стран (даже Италия - не исключение) используют ренессансные, барочные и классицистские элементы, но несущие конструкции (контрфорсы, нервюры) и планировка идут из готической архитектуры (в первую очередь, это касается церквей)*. Это можно сравнить с русской церковной архитектурой 18-нач. 19 вв., когда русские церкви получали барочный и классицистский декор, но и планировка и силуэт следовали схеме, сложившейся в середине 17 в.

Я уже приводил примеры такого рода архитектуры из Бельгии, вот еще два.

Аббатская церковь в Авербоде

Постоена в 1664-1672 гг., архитектор - Ян ван ден Эйнде (раб. 1661-1701) на месте старой церкви (вот так она выглядит на гравюре 1659 г.).

Характерная черта этого храма - сильно смещенный к западу трансепт и очень длинный хор - очевидно, церковь предназначалась, в основном для клира. Такую же особенность можно видеть в Гримбергене - еще одном норбертинском аббатстве.







 С юго-востока храм выглядит строго, почти по-готически.


 Но западный фасад совершенно барочный






Интерьер также барочный и это врпечатление не перебивают нервюрыне своды (правда, вместо поперчных нервюр - широкие арки)


Роскошный барочный алтарь уже с элементами раннего рококо (отделка продолжалась до начала 18 века).




Средкокрестие перекрыто сугубо готическим звездчатым сводом. Картина Ж.В. Гениссона (1805-1860), 1853. Интересно, что художник 19 века изобразил арки овальными, вытянутыми вверх, в то время как в действительности они получиркульными. Очевидно, "готический дух" зхватил его.

Церковь Богоматери в Кортенбосе
Еще одна норбертинская церковь. Более ранний пример постготики и более строгий, здесь барочного еще очень мало. Построена в основном в 1641-1648 и 1655-1665 гг., архитектор - францисканец Николаас Рай. Завершение башни и притвор относятся уже к началу 18 века (до 1725 г.)










Здесь также нервюрные своды, поперечные арки имеют форму сплюснутого овала. Назвать это готикой сложно, но еще сложнее назватиь ренессансом, или барокко.


* Очевидно, воля заказчиков, желающих видеть церкви приличного облика тоже играла большую роль. Религиозное зодчество вообще очень консервативно, это можно наблюдать и в наше время.

Tags: 17 век, барокко, готика, стили
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments