tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Еще о палеолитическом искусстве

Когда находят произведение рук человеческих ни на что не похожее, либо относящееся к эпохе, от которой нельзя ожидать ничего подобного, неизбежно возникает подозрение: не фальсификация ли это? В фальсификации обвинили Марселино де Саутуолу, первооткрывателя росписей в пещере Альтамира, но когда были найдены другие палеолитические настенные рисунки, обвинения отпали (правда, Саутуола до этого не дожил). Когда имеется как минимум еще один подобный артефакт, уникальность перестает быть аргументом в пользу поддельности.

"Портреты" (можно и без кавычек) из пещеры Ла-Марш выглядят очень современно. Быть может, можно их назвать самыми "продвинутыми", но имеются и другие подобные изображения человеческих голов, относящиеся к мадленскому периоду. Некоторые из них я приводил в предыдущем посте на эту тему. Вот еще несколько. Они найдены в разное время. в разных местах и разными людьми.



Истюриц


Истюриц


Истюриц
Эти рисунки очень близки по стилю к ла-маршевским, несмотря на что между стоянками Истюриц и Ла-Марш около 200 км по прямой. Скорее всего, были и другие, созданные представителями той же культуры.
Вот другой случай:


Вадо-аль-Аранси. Италия. 11 300 ± 50 л. н.
Этот профиль также похож на профили из Ла-Марш, но сходство не слишком сильное. Радиоуглеродная дата почти на 3000 лет позднее, чем датировка слоя из Ла-Марш, да и расстояние слишком большое, так что здесь уместно говорить о параллельной эволюции. "Продвинутые" изображения человеческих лиц и голов развивались из более примитивных, примеры которых также найдены.

Что меня удивляет, так это сходство между "венерами", относящимися к граветтской (перигорской) культуре, найденными в местах, разнесенных, порой, на тысячи километров. Эти статуэтки и рельефы примерно на 10 тыс. лет старше рисунков, приведенных в этом и предыдущем постах.



Авдеево. Россия


Леспюг. Франция
Знаменитая "Леспюгская венера", кажется представляет собой дальнейшую утриовку форм некоторых "венер" с Русской равнины. Хронологически они довольно близки (с учетом погрешности радиоуглеродных дат)

Лоссель. Франция


Брассемпуи. Франция
Обратите внимание на прическу этой хрестоматийной женской головки.


Бальци-Росси. Италия


Бальци-Росси. Италия
Снова прическа (или шапка?) "сеточкой". Как у всем известной "Виллендрфской венеры":



Виллендорф. Германия

Сама "Виллендрфская венера" выглядит почти как сестра-близнец некотрых дам со стоянок на территории России.


Авдеево. Россия


Гагарино. Россия


Гагарино. Россия

Представляется, что в эпоху палеолита одна художественная школа не могла существовать в течении длительного времени (скажем, более трех столетий)развитие неизбежно привело бы к изменениям (скажем, к сильной схематизации). Поэтому для объяснения сходства видится три пути.
1. Всех этих "венер" (Виллендорфскую, русских, итальянских и, может быть, французских) действительно создала одна культура. Популяция охотников может за довольно короткий срок расселиться на огромной территории, но тут надо смотреть, насколько похожи другие предметы (орудия труда) найденные на этих стоянках и в этих слоях.
2. Сходные формы развивались независимо из других родственных форм, скорее всего, более примитивных. (Т.е. "венеры" не родные, а двоюродные, или троюродные сестры. Они тоже иногда бывают очень похожи).
3. Некоторые "венеры" - продукт экспорта из других центров. Самое спорное предположение. Если бы была найдена одна Виллендорфская, такое предположение был бу чуть более правдоподобным, но есть еще и весьма похожие на русских итальянские и чуть менее похожие французские.

Вот парочка "венер", выполненных в других стилях:



Дольни-Вестонице. Чехия
По видимому, была создана несколько раньше, чем предыдущие статуэтки (29-25 тыс. л.н.) и из другого материала.





Елисеевичи. Россия 17-14 тыс. л.н.
Эта статуэтка относится к другому времени, нежели граветтские и сильно отличается от них пропорциями. У нее очень мощные ноги (особенно голени), но тонкий и удлиненный торс.

"Венеры" мадленского периода, как правило, схематичны, но среди них можно найти и похожих на граветтских, в том числе и пропорциями. так что исключительно на основании внешнего сходства не следует делать далеко идущих выводов.




Курбе. Франция


Ла-Марш. Франция
Вообще же следует помнить, что информации о временах столь древних у нас ничтожно мало. В каталоге З.А. Абрамовой, откуда взяты эти иллюстрации упомянуто верхнепалеолитических 1125 изображений человека (в т.ч. спорных, т.е. непонятно, человек это, или нет) с территории Европы. Это почти за 30 000 лет! Плюс, они очень неравномерно распределены во времени и пространстве. Сколько еще таких изображений не дошло до нас, сколько еще не найдено?



Tags: диалог культур, искусство, параллели, первобытное, эволюция
Subscribe

Posts from This Journal “первобытное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments