tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Об эволюции любви к природе

На закате я был поражен, что горы, обрисованные в темном небе ярким розовым светом, замыкали пространство кишлаков, уходящих в бесконечную даль.
Я сказал: - Горы. Красиво!
Человек в чалме спросил меня:
-Что красиво?
Я сказал: - Горы.
- Ни, - сказал. Горы ни. Не красиво.
- Вот красиво! – сказал он, указывая на свои сады.
Я ответил:
- И это красиво.
Он сказал:
- Ходи сюда, я покажу, что красиво!
И мы пошли за ним в его сад.
Действительно, это было красиво. Персики, абрикосы, какие-то овощи на грядках…

А. Самохвалов. Мой творческий путь.

Этот диалог показывает, как различно понимают красоту природы европейский художник и среднеазиатский крестьянин. Последнего совсем не интересуют дикие ландшафты, а вот природа возделанная, окультуренная – действительно красива.
Т.е., крестьянин, всю жизнь на природе проводящий, интересуется плодами последней только с практической точки зрения, и эта точка для него совпадает с эстетической. Сад-огород с прямыми дорожками, возделанными грядками и сочными плодами для него красив, в вот горы, покрытые лесом (а тем более – не покрытые) – нет. Для горожанина, тем более горожанина состоятельного, прагматическая функция сада не столь важна, и она постепенно уступает место функции эстетической. Но красивой по-прежнему видится природа окультуренная. Клумбы с прихотливыми очертаниями и деревья, подстриженные в виде шаров и конусов, радуют глаз.


П. Брейгель Старший. Весна.


Ж. Калло. Март


Вилла д’ Эсте. Гравюра Э Дюперака.


Обратите внимание, во всех трех случаях имеет место противопоставление природы дикой и окультуренной.


С временем регулярные парки достигают огромных размеров. Версаль – по сути дела гимн разуму и государственной воле, сумевшим покорить и радикально преобразовать дикую природу.
Но по мере того, как человек все больше отдаляется от природы, начинает цениться естественность. Природу не надо преображать, ее можно лишь слегка «причесывать». В 18-м веке рождаются английские пейзажные парки, расцвет которых приходится на эпоху сентиментализма и романтизма.



Парк Стоурхед.

Со временем разрыв с природой все более увеличивается, увеличивается и стремление к слиянию с ней. В конечном счете это стремление принимает все более разнообразные формы: от экстремального туризма до экопоселений.
Кстати, такой вот еще момент, связанный с урбанизацией. Крестьянин стремится в город, а горожанин, как только у него заводятся какие-то деньги, покупает дом за городом. Причем, зачастую вовсе не для того, чтобы картошку выращивать. А просто так. К природе тянет.
Интересен еще один момент, связанный на этот раз с искусством. Дело в том, что пейзажная живопись возникает тогда, когда искусство уже достигает высокой стадии развития. Причем первоначально – как фон для портрета, мифологических, религиозных, или бытовых сцен. И только со временем жанр пейзажа «эмансипируется». В живописи «продвинутых» европейских стран – к концу Ренессанса, началу эпохи барокко. А в России – так и вовсе к рубежу 18-19 вв. При этом, заметим, европейское искусство в нашей стране уже существует на протяжении ста лет к моменту, когда Ф. Матвеев и Семен Щедрин пишут свои ландшафты. Хронологически это совпадает с началом массового озеленения российских городов, о котором я писал недавно.
Вот такие вот мысли, которые подлежат дальнейшему развитию.
Tags: 16 век, 17 век, 18 век, 19 век, 20 век, 21 век, Европа, Россия, архаика, атрибуция, барокко, графика, диалог культур, живопись, искусство, история, культура, природа, стили, стилизация, хронология, цикличность, эстетика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments