tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Итальянские впечатления-4


Сиена.


Из всех итальянских городов, что мы посетили, именно Сиена произвела на меня самоее сильное впечатление. Сиена - город небольшой, но и нельзя сказать, чтоб очень маленький - 54.5 тыс., что по итальянским меркам не так уж мало. Сиена - очень яркий пример средневекового урбанизма. Здеесь много туристов, но нельзя сказать, что это музей под открытым небом, как Ассизи, или Сан-Марино. Сиена не вылизана и не причесана, здесь нет новоделов под средневековье (если и есть, то в глаза не бросаются). В общем, это вполне живой город. По узким, кривым лочкам ездят автомобили и мотоциклы, правда и тех и других не очень много. Оно и понятно - по исторической части города я бы ходил пешком. В окнах стоят цветы, а из окон выглядывают симпатичные девушки, не обращая никакого внимания на туристов.
Такая вот Сиена сегодня.
Пожалуй, если вы желаете получить представление о менталитете итальянцев, то вам нужно ехать именно в Сиену. Большая часть итальянской истории - это война всех против всех. Сосед воюет с соседом, и каждый из них строит башню, желая как можно больше выпендрится. Кваратал воюет с кварталом, контрада с контрадой, город с городом, область с областью. Сама Сиена долго соперничала с Флоренцией, и надо сказать, была обречена в этом соревновании на полный провал. Хотя бы по причине своего географического положения. В доиндустральную эпоху рост города целком определялся его географическим положением: либо он должен лежать на крупной реке, либо поблизости от хорошенй гавани, либо быть центром своей области. Вот Топ-9 итальянских городов на 1600 год:
Неаполь - 280 тыс.
Венеция - 148 тыс.
Палермо - 105 тыс.
Рим - 101 тыс.
Милан - 96 тыс.
Мессина - 80 тыс.
Флоренция - 70 тыс.
Болонья - 63 тыс.
Генуя - 62 тыс.
Как видим, пять городов - морские порты, два лежат на крупных по итальянским меркам реках недалеко от моря.
Сиена не обладала такими преимуществами. Она и до сих пор стоит на холме, вдали от моря и от крупных рек. Думаю, своим процветанием на заре Ренессанса она обязан исключительно своим банкирам. В то время здесь строятся многочисленные палаццо в готическом стиле и роскошный собор. Сиенца этого было мало, они хотлели перещеголять флорентийцев и начали строить новый огромный собор, но тах и не усели довести дело до конца. Считается, что после Великой Чумы инициативу окончательно перехватила Флоренция, но думается, не в чуме тут дело, а все в той же географии (гидрографии, если уж быть совсем точным). Провинциальность Сиены проявляется и в области живописи. Разумеется, сиенцы великолепные колористы, и в 14 веке они, пожалуй были покруче своих флорентийских коллег (Симоне Мартини, братья Лоренцетти), но уже в период кватроченто работы сиенцы сильно уступают флорентийцам по крайней мере в плане реалистичности изображения.
А потом Сиену завоевали Медичи, понатыкали везде своих гербов, понастроили палаццо в стиле Ренессанса, и посносили средневековые башни. Впрочем, башни, наверное, сносили позднее - на картинах коца 16 века они еще вовсю красуются.
Из архитектурных достопримечательностей, помимо общей планировки и визуальной цельности образа города запоминаются стрельчатые готические окна, переложенные по ренессансной моде, имитация каменной кладки на стенах зданий, и еще барочные церквушки переделанные в конюшни.
Ну и площадь Палио - это отдельный разговор. Музеев и соборов я, к сожалению, так и не посетил, поэтому впечатление от Сиены несколько урезанное получилось.

PS. А еще Сиена соперничала с Римом - кто древнее. И были там свои Ромул и Рем, и своя волчица. Так что, поселись папы в Сиене после возвращения из Авиньона, возможно, в школе учили бы другую историю. А Рим был бы чем-то вроде Флоренции. Только меньше.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments