tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Про "тысячелетие Казани"

Прочитал одно интервью с красноречивым названием «Казанский историк: "1000-летие Казани" не имеет ничего общего с исторической реальностью".
Приведу фрагменты из этого интервью:
...в апреле того же года (1974 - tito) Халиков, выступая в Казанском университете, заявил, что Казани, возможно, 800 лет: "Об этом говорят проведенные раскопки!". Прежде данная точка зрения нигде даже и не обсуждалась. Дело в том, что о 1177 годе, как дате основания Казани, говорится в "Казанском летописце". Исследователи, разбиравшие это художественное произведение (написанное в 1564-1566 годах бывшим русским пленником, который до 1552 года был в ханском плену), отмечали, что эта дата была вставлена значительно позднее.


Московские исследователи на заседании в Академии наук СССР доказали, что 800-летие Казани невозможно. Стали всплывать факты того, что студентов казанских вузов, используемых как практикантов на археологических раскопках, заставляли подбрасывать в раскопы кусочки керамики 12 века. Из-за этого разразился большой скандал, и один из участников заседания сказал, что 800-летие Казани не имеет никакого отношения к науке, и об этом лучше всего не говорить.

В 1986 году Халиков вновь ставил вопрос о возобновлении исследований, которые бы подтвердили 800-летие города, но эта точка зрения тогда была непопулярна. В 1993-1995 годах, когда ситуация в России была далека от стабильности, а в Татарстане "расцвел" суверенитет, снова был поставлен вопрос о возрасте Казани. Многие из татарских историков стали говорить о том, что можно было бы в 2002 году отметить 825-летие города.

ИА REGNUM: Откуда появилась идея о тысячелетии Казани?

После смерти Халикова в 1994 году раскопки в казанском Кремле возобновились, появился новый материал. В одной из своих публикаций 1995 года казанский археолог Фаяз Хузин заявил о том, что на территории Кремля найден ранний домонгольский слой, который датируется концом 10 - началом 11 веков. Хузин сделал предположение, что это было какое-то небольшое булгарское поселение, которое было разрушено. А все археологи во всем мире знают, что главный критерий определения возраста любого города - это непрерывность его развития....

...Если вначале Фаяз Хузин утверждал, что булгарское поселение возникло и было уничтожено, то теперь он стал доказывать совершенно противоположное: уничтожено оно не было. Наоборот, постепенно развивалось, затем было доказано, что поселение было городом, а не какой-то там деревней. И вдруг в раскопках стали появляться находки, говорившие о том, что городу 1000 лет: бусинки, керамика, пряжки, наконец, монеты, среди которых и чешская, датированная 1005 годом (сделанная из свинца - прим. ИА REGNUM).
ИА REGNUM: Вы считаете, что артефакты могли подбросить в раскоп?

Ответить на это однозначно нельзя, но, учитывая и опыт доказательной базы 800-летия Казани, и то, с каким рвением местные археологи начали искать подтверждения тысячелетней даты, отрицать этого нельзя. Если внимательно проанализировать официально найденные вещи, то окажется, что Казани не 1000 лет, а 1100 или 1200. Однако известно, что в 8-9 веках у булгар вовсе не было постоянных поселений, тем более городов.

Законы логики заставляют предположить, что кто-то, не очень хорошо знающий археологический материал, использовал найденные в других местах раннебулгарские вещи для "удревнения" Казани, но, мягко говоря, перестарался. Главный же аргумент против тысячелетней истории города - это наличие Иске-Казани (Старой Казани) - городища 13-16 веков, находящегося в 45 км от Казани близ деревни Камаево Высокогорского района Татарстана. Если то, что мы называем Старой Казанью, появилось в 13 веке, то как тогда Новая Казань (Казанский кремль) могла появиться в 11 веке?

ИА REGNUM: Кто-то из местных историков возмутился?

К чести татарской исторической науки такие люди были и есть, пусть и в меньшинстве. Равиль Фахрутдинов в Академии наук Татарстана является, пожалуй, единственным татарским историком, отрицающим 1000-летие Казани (учёный поддерживает версию об Иске-Казани как более раннем поселении, чем Новая Казань). Но как только он усомнился в этой дате, в отношении него началась самая настоящая травля. В 2007 году была даже попытка заведения уголовного дела по модному у сегодняшнего археологического начальства Казани обвинению - "чёрная археология".

Видимо, пожилой учёный (ему сейчас 75 лет) был подкошен всем этим и сегодня активного участия в научной и общественной жизни не принимает. Против 1000-летия столицы Татарстана выступал все тот же московский историк Вадим Егоров, который убедительно и строго аргументированно в интервью журналу "Огонек" привел доказательства того, что это не так.

....Фаяз Хузин, в свою очередь, написал статью "Клеветникам Казани", где бросился опровергать аргументы Егорова. Московский исследователь написал ответную и одноимённую статью, где заявил о том, что за домонгольский слой в Казани выдавались напластования 18 века, но слушать его никто не стал... Голос разума уступил место банальному честолюбию местной этнократической элиты и тщеславию корифеев "суверенной исторической науки".


Обычно мне сложно удержаться от комментариев, но тут в них нет никакой необходимости.
Tags: 16 век, 20 век, 21 век, Россия, датировка, исторические мифы, история, культура, общество, средневековье, фальшивки, хронология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments