tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Портреты Сулеймана I Великолепного

У shakko_kitsune - серия постов про портреты Роксоланы, жены султана Сулеймана I Великолепного (Кануни) (1494 или 1495-1566, правил 1520-1566).
Сулейман I в свое время считался (пожалуй, и был) самым могущественным государем западного мира. Как обстоит дело с его портретами?

631px-EmperorSuleiman.jpg
1. Мастерская Тициана. Ок. 1530
Упоминаются три портрета Сулеймана Великолепного работы Тициана, но до нас не дошло ни одного, которым можно было бы с уверенностью приписать руке великого венецианца. Можно выделить два иконографических варианта, с которых делалось множество копий. Время шло и на некоторых из них султан "старился".


2. Кристофано дель'Альтиссимо. 43 года Сулейману было в 1537-38 годах, но художнику в то время было лет 13, так что портрет создан позднее


3. Неизвестный художник. Втор. пол. 16 в. (?)

Тициан ни разу не был в Константинполе, а Сулейман не посещал его мастерскую в Венеции, подобно другим государям. Насколько достоверно он передал облик султана?
Иконографически почти все портреты Сулеймана, созданные при жизни и вскоре после смерти, можно отнести к двум категориям. На одних он относительно молодой, изображен в профиль, с усами, но без бороды, на других - пожилой, показан в 3/4, с бородой.


Anonimo,_medaglia_di_solimano,_post_1520.JPG
4. Неизвестный медальер. Италия, после 1520 г.
Сулейман показан молодым человеком с очень характерной внешностью: длинная шея, чуть выпуклые глаза, небольшой, но резко выступающий подбородок и выдающийся во всех смыслах нос. Вот реконструкция парного портрета работы Тициана, где Сулейман изображен с другим знаменитым носачом - Франциском I. Там нос Сулеймана имеет более скромные размеры.


5.

Послужил ли исходником для этой медали и для портрета Тициана портрет, созданный европейским, или османским мастером? Я не знаю. За несколько десятилетий до этого итальянские медальеры создали несколько профильных портретов прадеда Сулеймана, Мехмеда II Завоевателя, при дворе которого работал Дженлиле Беллини.


6. Костанцо да Феррара. Портрет Мехмеда II. 1581


7. Османский художник кон. 15 в.. Портрет Мехмеда II.

Отец Сулеймана II, Селим I изображался с длинными усами и без бороды. Очевидно, сын продолжил эту традицию, по крайней мере, в первые годы правления.


8. Наккаш Осман. Селим I.
Вероятно, этот портрет восходит к каким-то прижизненным изображениям.


9. Ян Сварт ван Гронинген, Виллем Лиефринк. Сулейман, император турок. 1526

Еще два портрета молодого Сулеймана.


9. Неизвестный художник. Ок. 1520 (?)
Иконографически этот портрет близок к следующем, вышедшему из мастерской Тициана, но стилистически он более архаичен.


10. Мастерская Тициана. 1538


11. Агостино Венециано. Аллегорический портрет Сулеймана I.
Султан здесь изображен в тиаре с четырьмя коронами, это символизирует, что по могуществу он превосходил Папу Римского, тиару которого, как известно, увенчивают только три короны. Венецианцы всегда отличались вольнодумством.)


12. Маттео Пагани. 1540-е
С возрастом Сулейман изображается бородатым и борода визуально удлиняет его лицо

Далее изображения в 3/4


13. Мельхиор Лорк. 1559
Пожилой Сулейман выглядит совсем уж карикатурно. Но у того же Лорка есть и менее карикатурные изображения султана:


14.
Все та же длинная мускулистая шея, выпуклые глаза и огромный нос. Полагаю, трехчетвертной портрет пожилого Сулеймана должен был существовать. И снова: был ли его автором европейский художник?

Сулейман I на османских миниатюрах


15. Сулейман с двумя придворными. После 1560
Изображение султана индивидуализировано. Иконографически оно близко к некоторым европейским портретам, в частности к гравюе Маттео Пагани (12). Послужила ли европейская гравюра образцом для османского миниатюриста?




16. Сулейман I в образе царя Соломона. Ок. 1558. Фрагмент
Здесь Сулейман выглядит тоже несколько карикатурно


17. Венгерский король Янош II Запольяи перед Сулейманом II в 1556 г. 1566

Вспоминаются японские ширмы с изображением европейцев, созданные чуть позднее.


18. Наккаш Осман. Сулейман II  в молодости. 1579
Возможно, миниатюрист переносил "канонические" атрибуты пожилого султана на его изображения в молодом возрасте, подобно тому, как на картинах советских художников вы почти не найдете относительно молодого Ленина с усами и без бородки. Но облик индивидуализирован, вероятно, все-таки в распоряжении художника имелся прижизненный портрет в 3/4.


18. Константин Капидаглы. Ок. 1800
А вот это - действительно "псевдопортрет", подобный портретам Ивана Грозного 18-19 вв. И одежда здесь - из более позднего времени.

Tags: 16 век, Османская империя, Турция, диалог культур, иконография, миниатюра, монархи, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “монархи” Tag

  • О византийских монетах

    Вчера весь вечер и сегодня все утро рассматривал изображения позднеримских и византийских (на протяжении тысячелетия) монет. Очень затягивает…

  • Число антипап по столетиям и цитаты из Ле Гоффа

    Согласно списку, приведенному в Википедии. Если понтификат приходился на рубеж столетий, антипапу я относил к тому веку, в котором он начинал…

  • Руки монархов

    Иван Грозный. Немецкая гравюра 2 пол. 16 в. Буду признателен тому, кто скажет дату гравюры и где она была напечатана. Внешность Иоанна передана,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

modnizza.com

July 10 2019, 11:29:12 UTC 5 months ago Edited:  July 10 2019, 11:38:04 UTC

ТИпичный польский магнат! интересно бы посмотреть портреты польских магнатов в тюрбане и других подобных одеждах! Спасибо! Кстати... очень интересна надпись - "TVRCHA RUM" так обозначались главные провинции римской империи например - "BRITANICA RUM", ГАЛИКАРУМ И ТДhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Сарматский_портрет
"TURCHORUM" в "SULEIMAN TURCHORUM IMPERATOR MAXIMUS" это родительный падеж множественного числа от слова "турок"; -ORUM - латинское окончание родительного падежа множественного числа для слов 2-го склонения.

(Ср. "rex Suenorum" - досл. "король Шведов", т.е. "шведский король", "regnum Gothorum" - досл. "королевство Готов", т.е. "готское королевство")

Аналогично -ARUM - латинское окончание родительного падежа множественного числа для слов 1-го склонения.

PS Не подскажете ли какой-нибудь текст, где есть слова "BRITANICA RUM" или "GALICARUM" в указанном вами значении?

modnizza.com

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

modnizza.com

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

modnizza.com

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

o_iv

5 months ago

abu_timur2016

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

Потерял бритву под Веной

И с тех пор все султаны - бородатые. А досталась ему бритва от отца.
Это посмертный псевдопортрет (если это вообще Сулейман).
Три короны на тиаре папы Римского обозначают трёх волхвов ? ( на Исакиевском соборе сцена поклонения волхвов содержит как раз трёх мужчин в коронах , а один так вообще негр ( с востока волхвы пришли , а откуда на востоке негры ?))
Причём верхняя корона маленькая ( привет от фин ) у них там один волхв женщина видимо это её корона ?
Есть разные интерпретации трех корон на тиаре, про волхвов я не встречал. Три короны появились не одновременно. Верхняя маленькая потому, что вверху диаметр конусообразной тиары меньше.

modnizza.com

5 months ago

dimitrakis_7996

5 months ago

Как у него башка не отвалилась такую шапку носить?
Волхвы это принцы выборщики. Их как бы 12 но дары - символы власти подносят трое! Только в краткий период тетрархии стало четыре короны. Это все официальная история !!! просто мы ее не знаем https://ru.wikipedia.org/wiki/Кардиналы-выборщики
https://vaduhan-08.livejournal.com/384464.html

modnizza.com

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

modnizza.com

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

nexazin

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

nexazin

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

o_iv

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

o_iv

5 months ago

lady_dalet

5 months ago

kondrat_k

5 months ago

Портрет №3 - больше похоже на акрил работы художника конца 20-го века отсканированный и отфотошопленный в начале 21-го века. По стилю и исполнению - это уже сильно позже пост-импрессионизмов всяких (а сам импрессионизм - это способ, которым художники пытались отжать себе корочку хлеба в эпоху распространения фотографии)...
16-м веком в современном летоисчислении эта работа не может быть никак. До середины 19-го века пытались как могли рисовать фотографии.
И! В портретах фон был экстремально важной частью произведения. По фону определялся род занятий, сословие, семейное положение и примерно весь остальной комплект персональных данных изображенного человека. Вроде бы голландским мастерам относят некоторое количество портретов на черном фоне, но тут даже элементарная особенность, что рисование на черном фоне - это уже весьма продвинутые техники и весьма продвинутые материалы. Да и элементарно равномерно закрасить поверхность ровным слоем черного - это даже в начале 20-го века было проблемой. Просто посмотрите на "черный квадрат" Малевича. (Предупреждая возражения, что Малевич рисовать не умел - если посмотреть его ранние работы, очень хорошо видно, что рисовать он умел, краски смешивать и холсты грунтовать - тоже умел вполне на уровне).
Тот самый случай, когда комменты интересней поста)))

o_iv

July 12 2019, 08:55:35 UTC 5 months ago Edited:  July 12 2019, 08:58:02 UTC

Это должен быть ответ на коммент выше, но что-то пошло не так...
Да "НОС" символ власти..
Однакож и антропологические ньюансы правителей старого мира..
АНАТУРАЖ... мускулистый орлиный большой нос.. ну ка прям у...
О, Соломон, о нет, конечно же не древнебиблейский, как вы могли подумать )))

Или это Солнечный мэн на английском? Солнце-человек )))