tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Портреты Сулеймана I Великолепного

У shakko_kitsune - серия постов про портреты Роксоланы, жены султана Сулеймана I Великолепного (Кануни) (1494 или 1495-1566, правил 1520-1566).
Сулейман I в свое время считался (пожалуй, и был) самым могущественным государем западного мира. Как обстоит дело с его портретами?

631px-EmperorSuleiman.jpg
1. Мастерская Тициана. Ок. 1530
Упоминаются три портрета Сулеймана Великолепного работы Тициана, но до нас не дошло ни одного, которым можно было бы с уверенностью приписать руке великого венецианца. Можно выделить два иконографических варианта, с которых делалось множество копий. Время шло и на некоторых из них султан "старился".


2. Кристофано дель'Альтиссимо. 43 года Сулейману было в 1537-38 годах, но художнику в то время было лет 13, так что портрет создан позднее


3. Неизвестный художник. Втор. пол. 16 в. (?)

Тициан ни разу не был в Константинполе, а Сулейман не посещал его мастерскую в Венеции, подобно другим государям. Насколько достоверно он передал облик султана?
Иконографически почти все портреты Сулеймана, созданные при жизни и вскоре после смерти, можно отнести к двум категориям. На одних он относительно молодой, изображен в профиль, с усами, но без бороды, на других - пожилой, показан в 3/4, с бородой.


Anonimo,_medaglia_di_solimano,_post_1520.JPG
4. Неизвестный медальер. Италия, после 1520 г.
Сулейман показан молодым человеком с очень характерной внешностью: длинная шея, чуть выпуклые глаза, небольшой, но резко выступающий подбородок и выдающийся во всех смыслах нос. Вот реконструкция парного портрета работы Тициана, где Сулейман изображен с другим знаменитым носачом - Франциском I. Там нос Сулеймана имеет более скромные размеры.


5.

Послужил ли исходником для этой медали и для портрета Тициана портрет, созданный европейским, или османским мастером? Я не знаю. За несколько десятилетий до этого итальянские медальеры создали несколько профильных портретов прадеда Сулеймана, Мехмеда II Завоевателя, при дворе которого работал Дженлиле Беллини.


6. Костанцо да Феррара. Портрет Мехмеда II. 1581


7. Османский художник кон. 15 в.. Портрет Мехмеда II.

Отец Сулеймана II, Селим I изображался с длинными усами и без бороды. Очевидно, сын продолжил эту традицию, по крайней мере, в первые годы правления.


8. Наккаш Осман. Селим I.
Вероятно, этот портрет восходит к каким-то прижизненным изображениям.


9. Ян Сварт ван Гронинген, Виллем Лиефринк. Сулейман, император турок. 1526

Еще два портрета молодого Сулеймана.


9. Неизвестный художник. Ок. 1520 (?)
Иконографически этот портрет близок к следующем, вышедшему из мастерской Тициана, но стилистически он более архаичен.


10. Мастерская Тициана. 1538


11. Агостино Венециано. Аллегорический портрет Сулеймана I.
Султан здесь изображен в тиаре с четырьмя коронами, это символизирует, что по могуществу он превосходил Папу Римского, тиару которого, как известно, увенчивают только три короны. Венецианцы всегда отличались вольнодумством.)


12. Маттео Пагани. 1540-е
С возрастом Сулейман изображается бородатым и борода визуально удлиняет его лицо

Далее изображения в 3/4


13. Мельхиор Лорк. 1559
Пожилой Сулейман выглядит совсем уж карикатурно. Но у того же Лорка есть и менее карикатурные изображения султана:


14.
Все та же длинная мускулистая шея, выпуклые глаза и огромный нос. Полагаю, трехчетвертной портрет пожилого Сулеймана должен был существовать. И снова: был ли его автором европейский художник?

Сулейман I на османских миниатюрах


15. Сулейман с двумя придворными. После 1560
Изображение султана индивидуализировано. Иконографически оно близко к некоторым европейским портретам, в частности к гравюе Маттео Пагани (12). Послужила ли европейская гравюра образцом для османского миниатюриста?




16. Сулейман I в образе царя Соломона. Ок. 1558. Фрагмент
Здесь Сулейман выглядит тоже несколько карикатурно


17. Венгерский король Янош II Запольяи перед Сулейманом II в 1556 г. 1566

Вспоминаются японские ширмы с изображением европейцев, созданные чуть позднее.


18. Наккаш Осман. Сулейман II  в молодости. 1579
Возможно, миниатюрист переносил "канонические" атрибуты пожилого султана на его изображения в молодом возрасте, подобно тому, как на картинах советских художников вы почти не найдете относительно молодого Ленина с усами и без бородки. Но облик индивидуализирован, вероятно, все-таки в распоряжении художника имелся прижизненный портрет в 3/4.


18. Константин Капидаглы. Ок. 1800
А вот это - действительно "псевдопортрет", подобный портретам Ивана Грозного 18-19 вв. И одежда здесь - из более позднего времени.

Tags: 16 век, Османская империя, Турция, диалог культур, иконография, миниатюра, монархи, портрет
Subscribe

Posts from This Journal “монархи” Tag

  • О византийских монетах

    Вчера весь вечер и сегодня все утро рассматривал изображения позднеримских и византийских (на протяжении тысячелетия) монет. Очень затягивает…

  • Число антипап по столетиям и цитаты из Ле Гоффа

    Согласно списку, приведенному в Википедии. Если понтификат приходился на рубеж столетий, антипапу я относил к тому веку, в котором он начинал…

  • Руки монархов

    Иван Грозный. Немецкая гравюра 2 пол. 16 в. Буду признателен тому, кто скажет дату гравюры и где она была напечатана. Внешность Иоанна передана,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments