tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Милосердие св. Николая в работах художников проторенессанса и раннего Возрождения

Проиллюстрирую посты про быт итальянцев в кон. 13- первой  пол. 15 в. картинами на сюжет из жития Св. Николая.
Этот сюжет подробно и с юмором разбирала shakko_kitsune, я же перескажу кратко.
Некий богатый и знатный человек из города Патара пришел в крайнюю нужду, и чтобы поправить дела решил превратить свой личный дом в публичный, а работницами в нем сделать трёх собственных незамужних дочерей. Юный Николай, унаследовавший большое состояние от родителей, решил помочь бедолаге, пришел под покровом ночи к его дому и бросил кошель с золотом в окно. Обрадованный отец выдал старшую дочь замуж, а золото отдал в качестве приданного. Потом Николай еще дважды приходил к этому дому и подбрасывал золото, а отец "пристроил" двух оставшихся дочерей.
Св. Димитрий Ростовский в конце 17 в. осуждает такое поведение отца, но в то же время сочувствует ему: дескать крайняя нужда заставила. Нигде не говорится, что вот бы лучше отец и дочери пошли работать, или, на самый крайний случай - побираться.
В этой истории девушки начисто лишены субъектности. Нет, они не прирезали неудавшегося сутенера, подобно сестрам Х Хачатурян (на всякий случай - не одобряю), не побежали жаловаться на него властям и обществу. Нет, они вообще бессловесны, и, видимо, покорно принимают судьбу: отец сказал - отец сделал.

Этот сюжет пользовался популярностью у итальянских художников 14-15 вв., причем, изображался он со всеми подробностями. Сразу оговорюсь: я против того, чтобы делать далекоидущие выводы по картинкам и изобразительным источникам в общем следует предпочесть документальные. Но в данном случае нет противоречия.


Палмерино ди Гвидо. Ок. 1300/1301
Большой, двухэтажный дом с несколькими комнатами, но и отец и дочери спят в одной комнате, на каком-то тюфяке. Обстановка бедна. Отражает ли это реальную бедность - не знаю, но видимо то, что отец и дочери спят в одной постели даже при наличии нескольких комнат, говорит о том, что это было обычно в то время. Кстати, а почему он такой роскошный дом не продал? Надо было показать, что обеднел, или такой вариант просто не рассматривался? Вообще, обстановка интерьеров на картинах и фресках треченто очень скромна, данный случай ничем не выделяется.


Амброджо Лоренцетти. Ок. 1332.
Здесь снова все спят на матрасе, при том, что есть и большой дом и сундуки. Но матрас вместо кровати, очевидно, должен символизировать бедность. В другом доме из того же полиптиха кровать присутствует.


Амброджо Лоренцетти 1330-1340-е
Здесь уже дочери спят на кровати, а отец - на сундуке рядом с ней. Стены и потолок богато расписаны, возможно, стрельчатые окна - тоже роспись, а не настоящие - интересная деталь.

Прошло почти сто лет, но принципиально мало что поменялось.


Джентиле а Фабриано. Ок. 1425
Снова большая кровать и сундуки. Одна из дочерей покорно снимает чулки отцу - тоже характерная деталь. Интересно, что во всех случаях св. Николай бросает мешок с деньгами в открытое окно, иногда зарешеченное.


Мазаччо. Ок. 1426
Здесь действительно очень бедная обстановка, но примечательно, что имеется небольшое ложе, на котором спит, разумеется, отец, а дочери - где попало. Очевидно, в те времена уже не могли представить, чтобы даже обедневший человек спал на полу.


Фра Анжелико. Ок. 1437



Джованни Франческо да Римини.Ок. 1450
Небедный дом с садом. Что стрижет одна из дочерей? Или ножницы имеют символическое значение?


Джироламо Маккьетти. Ок. 1555-1560
Эта картина выходит за пределы рассматриваемого промежутка времени, но иконографически близка к предыдущей.
Здесь мы видим много предметов обстановки:снова ножницы, стол со светильником, роскошную кровать, на которой никто почему-то не спит, резная скамья со спинкой, увенчанной распятием, камин, которого не наблюдали ни на одной из предыдущих картин.

Не похоже, что художники уж очень осуждали отца: его могли бы показать уродливым, или пририсовать демона, который подталкивал его на грех. В работах северных мастеров он порой показывается больным: дескать, не мог никак иначе себя прокормить, но здесь и этого нет.

Tags: 15 век, Италия, живопись, иконография, треченто, христианские сюжеты в искусстве
Subscribe

Posts from This Journal “христианские сюжеты в искусстве” Tag

  • Христианские аллюзии в двух фильмах 1971 г.

    Вчера смотрел фильм "Человек Омега" - несколько наивная постапокалиптика с замечательным саундтреком и Чарлтоном Хестоном ("Бен Гур", "Планета…

  • Рождественское

    Никколо ди Томмазо. Видение Рождества Св. Бригитте. 1372 Гуго ван дер Гус. Триптих Портинари. Ок. 1475 Обидно, что Алтаря Портинари не найти…

  • Еще одно "Благовещение"

    Себастьяно Маццони. Благовещение. Ок. 1650

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments