tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Новое среди старого: о трех подходах.

Илья Варламов написал у себя:

"Определившись со стилем, мы обнаружим, что простое копирование уже не работает. Потому что нельзя взять ренессанс, барокко, классицизм или даже модерн и просто работать в этом стиле. Потому что любое направление в искусстве — это не просто набор элементов. Это отражение экономических, политических и культурных событий конкретного времени. Это технологии и материалы. Это язык, на котором говорили художники и архитекторы. Это полное отражение того времени. Попробуйте написать что-то так, как писал в своё время Шекспир. Можно заморочиться, долго подбирать слова, но у вас всё равно никогда не будет той легкости и проницательности...

Так зачем мы пытаемся копировать архитектуру, которая совершенно не свойственна сегодняшнему времени?

Хорошо, а что тогда делать? Логично, что надо строить в том стиле, актуальном сегодня. Говорить на современном языке, оставлять свой след. И не надо этого бояться. Нет ничего страшного в том, что в старом районе появятся совершенно контрастные по стилю здания. Главное — чтобы это была качественная архитектура.

Но есть и третий вариант. А что если мы возьмём мотивы сложившейся застройки, прибавим современные технологии и требования и родим совершенно новый стиль, который, с одной стороны, будет преемственным к историческому, а с другой — будет чем-то новым и интересным.

Такой подход очень популярен, особенно в Азии. Но он почти всегда обречен на провал. Мы, конечно, ожидаем что у нас будет мужественный кентавр или сексуальная русалочка, но вместо этого рождаются мутанты и уродцы..."

Сегодня вспоминал совет, который прочитал в детстве в одном журнале: "Если ты лепишь жирафа, а получается крокодил, лепи крокодила, ибо лучше хороший крокодил, чем плохой жираф". Это можно переформулировать: "Если ты собрался лепить жирафа, а умеешь лепить только крокодилов, лепи крокодила". Применительно к архитектуре это звучит так: "Если ты ничего не умеешь строить, кроме модернистских "коробок" - строй "коробки". Т.е., я за второй подход, из перечисленных Варламовым, он - наименьшее зло (современная архитектура - не только "коробки", разумеется).

Касательно третьего подхода Варламов прав: он почти всегда обречен на провал. Вот один из самых известных примеров в нашей стране, Рыбная деревня в Калининграде:


Многие со мной не согласятся, но даже бруталистский Дом советов рядом с Рыбной деревней смотрится выигрышно.

Вот пример получше, но это скорее, сочетание первого и третьего вариантов, современная застройка центра Дрездена:



В Калининграде я не был, а в Дрездене был. Крайне спорное, на мой взгляд решение: среди этих новоделов теряется подлинная старина. Впрочем, мой пуризм и к воссозданию Фрауэнкирхе заставляет меня относиться неоднозначно.

Но Илья Варламов находит пример, когда применяя третий подход, архитекторы рождают нечто интересное - город Зандам (мне привычнее произносить Заандам) в Голландии:





Увы, в Зандаме я тоже не был, потому могу судить только по картинкам, а они не слишком впечатляют. Лучше, чем Рыбная деревня, но не намного. Впрочем, некоторые решения критикует и сам Варламов:


Такое сочетание великанских и лилипутских домов хорошо смотрелось бы в Диснейленде.

В применении "третьего подхода", представляется, есть две закономерности:

1. Чем меньше стилизации, т.е. чем третий подход ближе ко второму, тем лучше


(Здания слева)

2. Чем ближе новые здания по масштабу к старым, тем лучше, при этом хорошо бы еще и стилизованного декора было поменьше.



Впрочем, иногда можно и подурить. Может показаться странным, но против такого дома-курьёза я не возражаю. Особенно, если он один на весь город:



И еще. Боюсь, зеленый, при всем разнообразии оттенков, скоро достанет зандамцев. Меня вот он уже при просмотре варламовского поста достал и, кажется, раньше архитектура этого амстердамского пригорода не была сплошь зеленой.

P.S. Каюсь, с Дрезденом я был не вполне прав

Tags: архитектура, города, китч, стилизация
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ранняя (псевдо)сферическая перспектива

    Мастер Оссерванца. Дьявол в образе женщины искушает Св. Антония-аббата. Ок. 1440 Мастер Оссерванца. Дьявол искушает Св. Антония золотыми…

  • Караваджо?

    История картины По мне, так на фотошоп похоже. Вообще среди картин, якобы принадлежащих кисти Караваджо, уж очень много сомнительных. Конечно, и…

  • Нет надежды выйти замуж за принца...*

    Впрочем, песня речь не о нем (принце) и даже не о любви Такие истории, как про Чимабуэ или "Спасителя мира", растиражированные прессой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments