Что меня смущало уже тогда - очень юный возраст героя: в начале повествования Петру Гринёву 16 лет, в конце - 18, я был младше, но и тогда я понимал, что это не серьёзно. Кстати, уже тогда я знал, что русские дворяне в 18 веке женились поздно (мне казалось, что о-о-очень поздно, лет в тридцать). А Петр Гринёв собирался жениться в 17 лет, но обстоятельства помешали и он женился лет в 18-19. Капитанская дочка Маша была года на два его старше (примечательно, что Маша при этом - сама невинность, а Петя в свои 16 лет уже успел "побегать по девичьим").
Разумеется, столь ранние браки заключались и тогда, но они были исключением, а не правилом.
Джульетте у Шекспира неполных 14 лет и Ромео не на много старше. В Англии (да и в северной Италии) в конце 16 века столь ранние браки уж точно не были нормой. Нормой они не были и в Италии в кон. 13-нач. 14 в., но там брачный возраст (особенно у девушек) был очень низкий. Среди комментариев на эту тему можно встретить замечания, что Шекспир, дескать, не стал бы делать героев такими юными, если бы это не было нормой, т.к. зрители ему бы не поверили. Но художественное произведение не обязано быть реалистичным во всем, его задача - вызывать у зрителя эмоции. А все, что связано с юными, с подростками, вызывает сильные эмоции. Отсюда и все эти беременные восьмиклассницы на ток-шоу. (Читал на Дзене недавно возмущения одного товарища по поводу эпизода у Астрид Линдгрен, где 14-летняя сестра Малыша целуется в закрытой комнате с мальчиком). Так было во времена Шекспира и во времена Пушкина: "Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет" Ах-ох, и публика это воспринимает как норму, хотя нормой это не было, более того, было противозаконно, хотя порой случалось.
Но с Петя Гринёв еще и романтический герой, а романтическому герою положено быть юным. Юный читатель будет ассоциировать себя с ним, а не юный вспомнит то время, когда деревья были выше, а страсти - сильнее. Естественно, у юного романтического героя должно быть романтическое любовное приключение (тавтология, хотя изначально тавтологией не было) и это приключение должно закончится браком, чтобы не оскорблять нравственность и просто потому, что в юности кажется, что любовное увлечение - это навсегда. О том, что спустя столетия кто-то будет приводить ранние браки литературных героев как свидетельство того, что "раньше все женились рано", авторы литературных произведений едва ли задумывались.