tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Дюрер на Дебре

Церковь Воскресения на Дебре (завершена в 1645 или 1650-1651 гг.) - одна из самых известных костромских храмов. Почти сразу после завершения строительства церковь была расписана артелью мастеров, возглавлял которую (скорее всего) Василий Ильин Запокровский (ум. 1656). В конце 1960-х гг. в церкви проводились реставрационные работы, по итогам которых А.В.Кильдышев (1937-1970) написал работу о росписях ц. Воскресения (вышла в 1996 г.).


Четыре всадника

А.В. Кильдышев справедливо замечает, что иконография этой фрески восходит к "Апокалипсису" Дюрера.


Эстампы Дюрера были невероятно популярны и оказали огромное влияние не только на западнохристианскую, но и на восточнохристианскую иконографию. В России Дюрера знали, по крайней мере, с середины 16 в.. Разумеется, знакомство русских художников 16-17 вв. с Дюрером было опосредованным.
"Всадники" - единственный случай, где Кильдшев упоминает Дюрера.


Ангел силы и Иоанн Богослов

Кильдышев пишет про источники этой фрески: "Источником композиции явились миниатюры русских лицевых «Апокалипсисов» XVI — пер. пол. XVII вв. Например, среди многочисленных миниатюр, воспроизведенных Ф.И. Буслаевым, очень большую близость к рассматриваемому сюжету обнаруживает одна из иллюстраций рукописного «Апокалипсиса» XVI в. Казанской духовной академии. Позднее, во вт. пол. XVII века, данная сцена неоднократно воспроизводилась в росписях русских храмов (например, на западной паперти ярославской ц. Ильи Пророка в 1681 году). Однако мастера вдохновлялись уже иллюстрациями к «Библии Пискатора» (важнейшие отличия: Иоанн Богослов представлен молодым, безбородым, принимая книгу от ангела, он опускается на одно колено, море бороздят парусные корабли)".
Но то, что композиция опосредованно восходит к знаменитой гравюре Дюрера, сомнений не вызывает:



(Возможно, автор об этом не пишет по идеологическим причинам?)
В других сюжетах (опосредованное) влияние Дюрера не столь очевидно, но оно присутствует.


Ангел, заточающий Сатану


Ангел, заточающий Сатану


Семиглавый дракон и жена, облаченная в солнце


Семиглавый дракон и жена, облаченная в солнце.
Жена, облачённая в солнце на фреске выглядит слишком "по-византийски", я не стал ее фотографировать, а на сайте, где выложена книга Кильдышева, этой иллюстрации нет. Кстати, обратите внимание на облака на фресках - их "отдаленным предком" явно были дюреровские облака. Сражающиеся ангелы (над драконом), возможно, восходят к другой гравюре Дюрера:


Четыре ангела смерти

Было бы слишком смело предполагать, что Василий Ильин и его товарищи вообще что-то знали о Дюрере и его гравюрах, "связующим звеном" между ними послужили, очевидно, русские миниатюры, т.е. это было знакомство через вторые. или третьи руки, в лучшем случае. Разумеется, среди источников фресок Воскресенской церкви были и другие русские миниатюры, иконы и фрески, никакого отношения к Дюреру не имеющие. Впрочем, может, тут следует поставить знак вопроса











Tags: 17 век, Кострома, гравюра, диалог культур, фрески
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments