tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

О "жилищной революции"

При переходе от средних веков к Новому Времени в Европе совершается "жилищная революция", в результате которой облик дома кардинально меняется. Ее, в свою очередь, можно разделить на ряд малых революций: "каменно-кирпичную" (переход от дерева и сырой глины в строительстве к камню и кирпичу), "этажную" (от одного этажа к нескольким)*, "оконную" (появление больших окон, оконного стекла и жалюзи в южных регионах), "комнатную" (переход от дома с одной большой комнатой к дому с несколькими малыми), "печную" (от очагов к сложным каминам и печам с трубами), связанную с ней "потолочную" (о потолках очень мало информации), "мебельную", в которой особо можно выделить "кроватную" (появление кроватей и переход от больших кроватей, на которых спала вся семья, к одно- и двуспальным), "шкафную" (от сундуков к шкафам), "столовУю" (от больших столов на всю семью, которые служили не только для еды к малым и различным по назначению), "стульную" (от лавок к стульям и креслам).



Распространение инноваций происходило от богатых слоев к бедным, от города к деревне и от "продвинутых" регионов к "отсталым" (можно и без кавычек). Очень грубо говоря, сельская Франция 17-18 вв. - это городская Италия (Северная и Центральная) 13-15 вв.. Разумеется, здесь множество нюансов, связанных, например, с климатическими особенностями и доступностью тех, или иных строительных материалов. Например, уже в 14 в. большая часть хижин сицилийских бедняков была каменная, а в лесистой Северо-Восточной Европе и дома богачей в 18 веке оставались деревянными. Зато на севере быстро шло развитие печей.
Здесь снова вспоминается идея Мичио Каку об эволюции технологий (а дом и стулья - это тоже технология): поначалу некое изобретение будет дорогим и, как правило, большого размера, оно будет использоваться одновременно большим количеством людей, затем оно уменьшается в размере, уменьшается и число пользователей, наконец у одного пользователя одновременно будет несколько (а иногда очень много) таких вещей. Эту эволюцию проходит и комната (сначала одна для всей семьи, потом отдельная для каждого члена семьи, наконец - несколько комнат у одного человека, эта стадия достигнута далеко не везде), и кровать**, и табурет и оконное стекло.
Можно было бы порассуждать о причинах и особенностях "уменьшения" предметов (причины удешевления более-менее понятны), но это как-нибудь в другой раз.

* А еще можно говорить о "квартирной" и "сортирной" революциях и о "водопроводной". Но они соврешаются, преимущественно уже в Новое Время

** "Как и другие предметы мебели — столы, стулья, — кровати эволюционировали на протяжении XVI–XVIII веков. Сначала это были просто доски, покрытые тюфяком, — такую кровать часто называли «chalit». Постепенно, к концу XVIII века, кровать принимает все более изысканный вид и становится более дорогостоящей: появляются деревянные витые колонны, балдахины из бергамских тканей или из яркой саржи, чаще всего зеленой; постель состояла из одного или множества шерстяных матрасов, перовых подушек, «саванов» и «покрывал».

Анализ посмертных описей, сделанных во второй половине XVIII века в разных местностях, свидетельствует о том значении, которое придавали селяне качеству своего ложа. Описывая бедные деревни Солони, Жерар Бушар не без основания удивляется относительно высокой стоимости по стели бедных людей: «У пятидесяти случайно выбранных поденщиков стоимость кровати составляет не менее 40% их дохода»...

Когда единственная комната была достаточно большой (что случалось довольно часто), ее не задумываясь набивали мебелью. В деревне Маконе после смерти бондаря в 1674 году в единственной комнате в доме, где находилась печь, нотариус насчитал четыре кровати с балдахинами, пять сундуков, запирающихся на ключ, и две квашни для теста. Но состав семьи бондаря, которая занимала эти четыре кровати в единственной комнате, неизвестен".
(Часть кроватей могла использоваться не по назначению, но быть предметами "демонстративного потребления") Источник

Tags: Европа, Новое Время, жилые дома, общество, прогресс, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ранняя (псевдо)сферическая перспектива

    Мастер Оссерванца. Дьявол в образе женщины искушает Св. Антония-аббата. Ок. 1440 Мастер Оссерванца. Дьявол искушает Св. Антония золотыми…

  • Караваджо?

    История картины По мне, так на фотошоп похоже. Вообще среди картин, якобы принадлежащих кисти Караваджо, уж очень много сомнительных. Конечно, и…

  • Нет надежды выйти замуж за принца...*

    Впрочем, песня речь не о нем (принце) и даже не о любви Такие истории, как про Чимабуэ или "Спасителя мира", растиражированные прессой,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments