tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Об Иване Ефремове и не только

Перечитываю "Лезвие бритвы" Ефремова

– О-о! Я ожидал подобных возражений. Действительно, в истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоровыми. Подчеркиваю: я имею в виду только здоровый идеал, канон, называйте его как хотите, – в природе никакого иного быть не могло. Да и во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия идеалом красоты было здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. Таковы, например, женщины, которых породили матриархатные общества Крита и протоиндийской, дравидийской цивилизации, древняя и средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в Средние века художники, впервые изображавшие обнаженное тело, писали женщин-рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобедрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено – им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишенные достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе волосы надо лбом. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь пятнадцатого века на картинах Ван-Эйка, Бурдиньона, Ван-Геса, де Лимбурга, Мемлинга, Иеронима Босха, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние итальянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку – рахитичную и туберкулезную. Позднее итальянцы обратились к моделям, происходившим из сельских или приморских здоровых местностей, и результаты вам известны лучше, чем мне. Интересно, что печать ослабления здоровья в городских условиях жизни лежит уже на некоторых фигурах позднейших римских фресок – те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.

И далее по тексту

Историю искусств Ефремов знает на троечку, но когда я это читал впервые, знал ее не лучше (но уже тогда удивился бы, узнав, что Кранах - художник 15 века), впрочем, дел не в этом. Уже тогда меня забавлял, а порой раздражал ефремовский "зстетический тоталитаризм"*, подаваемый под соусом плюрализма: "автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет черный". Ну и обоснования того, почему мы должны считать красотой именно это, точнее даже не сами обоснования, а их безальтернативность. Из самого забавного: длинные волосы у женщин для того, чтобы прикрывать ими младенцев на груди.
Ефремов, всё-же, хороший писатель, беда в том, что хорошего автора опошляют его дурные эпигоны. Когда слушаю Высоцкого, вспоминаю Джигурду и Лепса, и у Высоцкого сразу недостатки разбухают, а достоинства съеживаются. Когда читаю Ефремова, вспоминаю Проханова (у которого, впрочем, прочел только одну книгу).

* Раньше я это называл "эстетическим фашизмом", но отказываюсь от такого термина.

Tags: 20 век, литература, личное
Subscribe

Posts from This Journal “литература” Tag

  • (no subject)

    Дочитываю сейчас записки В.М. Головнина про пребывание у японцев в плену. Какой сюжет для приключенческого романа! Но приключенческая литература в…

  • Юные романтические герои

    alexander_pavl написал про "Капитанскую дочку" и побудил меня перечитать повесть, которую я не перечитывал с тех пор, как мы…

  • Про детскую литературу

    ЖЖ предлагает почитать старый пост Александра Павленко про советскую детскую литературу. Из комментариев к нему: Всегда, когда почитаю, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments