tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Кострома в первой половине 1930-х гг.

Купил книгу "Костромичи. Взгляд через столетие", второй том, посвященный периоду 1930-1950 гг.. Немного статистики оттуда.
В 1929 г. Костромская губерния была окончательно ликвидирована (до этого от нее отрезали куски в 1918 и 1922 гг. и Кострома стала сначала окружным, затем районным центром в Ивановской промышленной области. В 1936-1944 гг. на была райцентром Ярославской области и последствия этого, не слишком долгого, по историческим меркам "понижения в чине" сказываются до сих пор.
В 1931 г. в Костроме проживали 87 590 человек, в 1935 - 93 200. В 1932 г. было зарегистрировано 2195 рождений, 1793 смерти, 882 брака и 517 разводов. Город рос, по большей части за счет миграционного (из деревень), а не естественного прироста.

Жилищное строительство

Жилья в городе не хватало катастрофически. С 1918 по 1933 г. было построено 1074 дома общей площадью 67 650 кв. м., т.е. площадь среднего дома - около 60 кв. м.., это, по большей части небольшие одноэтажные дома. Из них 65 принадлежало государству, 8 - горсовету, 19 - промышленным предприятиям, 111 - строительным кооперативам, 372 - частным лицам (кому принадлежали остальные - непонятно). Строились и многоквартирные дома, но их было немного. В типичном многоквартирном доме одна квартира из двух комнат средней площадью 37 м. и одной кухней площадью 6 м. была рассчитана на две семьи. В двух многоквартирных домах на ул. Банковской (ныне Князева) и Луначарского (ныне проспект Мира), заселенных в 1932 г., отмечалось плохое качество строительных работ, электричество постоянно гасло, трубы, из-за плохой работы системы отопления выходили из строя, выгребные ямы (в домах на несколько десятков квартир!) были слишком малы и быстро заполнялись.

Транспорт

В 1930-1932 годах в Костроме был построен железнодорожный мост через Волгу, в 1931 г. - новый вокзал на левом берегу. Мост выручал весной и осенью, когда другой переправы через Волгу не было, но стоимость проезда на поезде по нему была довольно дорогой - 1 р. 20 коп. в один конец. Также на переправе работал паром, две лодки-завозни и теплоход "Комсомолец" вместимостью 105 человек, ходивший в часы пик с двойным перегурзом. Четкого расписания не было и для того, чтобы попасть с одного берега на другой, порой нужно было потратить до двух часов.
В январе 1930 г. весь автопарк города составлял всего 20(!) машин (не считая пожарных), но предполагалось, что к летнему сезону он может удвоиться, в городе было только два гаража. В 1929 г. было продано 182 велосипеда, в 1930 г. предполагалось продать 300 велосипедов по цене 175 рублей за штуку. Для сравнения - в 1913 г. велосипедов было уже свыше 800 и часть из них, подозреваю, была на ходу еще в 1930-м. Необходимость в велосипедах была довольно острой, т.к. на почти 90 тыс. населения в городе был только один маршрут автобуса: от нового вокзала до фабрик, в 1935 г. он был продлён до комбината им. Зворыкина. Также из города ходили пригородные автобусы, например, до Судиславля. В Иваново, Ярославль и более отдаленные города ездили на поезде (в Ярославль еще и по Волге). Основная же масса транспорта оставалась конной.

Связь

В 1930 г. в Костроме было всего 480 телефонных абонентов (в 1913 г. - 313, в 1901 - 106). В 1935 г. было завершено строительство нового здания почтамта в стиле конструктивизм, число телефонов увеличилось до 5 тыс.

Продолжение следует
Tags: 20 век, cоветское, Кострома, демография, жилые дома, транспорт
Subscribe

Posts from This Journal “Кострома” Tag

  • Кострома в 1977 г.

    Не могу не поделиться. Цвет некоторых домов поменялся. Все три деревянных дома с первой фотографии сгорели. Два из них "восстановлены".

  • Бывшая электростанция

    Обещал сходить к зданию бывшей электростанции на набережной Волги. И сходил и поснимал несколько дней назад, а выкладываю вот только сейчас. Судя по…

  • Еще руин из Костромы

    Сегодня ночью случился пожар в здании бывшей эектростанции в Костроме (1912 года постройки) - интересном образце промышленного модерна, расположенном…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments