tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Стасов и искусство 19 века. Архитектура



Читаю большую статью В.В. Стасова по искусство 19 века, где 76-летний критик подводит итого только что закончившегося столетия и пытается прогнозировать будущее. Стасов был умный человек и хороший знаток мирового искусства, но пророк из него так себе ("так себе" - не значит плохой, другие, думаю, были не лучше).

Архитектура
Вслед за архитектурными романтиками, Виолле-ле-Дюом, в первую очередь, Стасов несколько пренебрежительно относится к ренессансной и постренессансной архитектуре (под последней понимается барокко, рококо, классицизм и неоклассицизм): дескать, пришло это всё из тёплых краёв на нашей (и не только нашей) суровой почве плохо приживается. Время, когда он жил - эпоха национальных государств и государственных (этатистских) национализмов, отголоски которой слышны до сих пор, поэтому проблеме национальности в архитектуре он уделяет непропорционально большое внимание. На мой же взгляд эта проблема выеденного яйца не стоит: любая архитектура национальна во-первых потому, что архитектор вынужден учитывать природные условия, в которых он строит (а это не только климат, но и доступность тех, или иных материалов), а во-вторых потому, что существуют строительные традиции, характерные для каждого региона. Сейчас эти национальные (и региональные) различия в архитектуре стираются, как размываются и национальности.эти бесчисленные исторически и,
Стасову не нравится архитектура 1 половины 19 века и нравится архитектура второй его половины: все главное, национальные стили. Но эклектика была проявлением кризиса и, как показала история, не имела серьёзного будущего. Будущее было за новыми материалами и технологиями и это Стасов предвидел, те перемены, которые происходили в архитектуре в его время его восхищали (использование металла и стекла, появление новых архитектурных форм и новых типов зданий), в отличие, например, от Рёскина, который полагал применение желез в строительстве недопустимым. Зато "декадентскую" архитектуру последних лет, модерн, он не принимал категорически, считал, что главное в ней декор, причём декор испорченный и крайне уродливый. Эта архитектура должна была исчезнуть в скором времени. Прогноз оправдался, но не полностью - модерн переродился в новую архитектуру и, как бы не клеймили его в 20 веке (особенно первой половине), из сегодняшнего дня он смотрится куда более органично, чем "историзмы" и "национализмы" в архитектуре предшествовавших ему десятилетий.

Хотел написать про живопись, но дела зовут. Бог даст, напишу.
Tags: 19 век, архитектура, восприятие
Subscribe

Posts from This Journal “архитектура” Tag

  • Прогулка по Заволжью

    Сегодня водил экскурсию по историческим районам костромского Заволжья* (Городище, Спасская и Никольская слободы, Селище). Хорошая погода,…

  • О масонстве Кристофера Рена

    Готфрид Кнеллер (Годфри Неллер). Портрет Кристофера Рена. 1711 Статья по этому вопросу. Есть подозрение, что автор - сам причастен к…

  • О карго-культе на Диком Западе

    "Исторически деревянные фальш-фасады представляли собой декоративные сооружения, возводимые на фасадах зданий эпохи золотых лихорадок 19…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments