tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Художники, которым не повезло -10. Сэмюэл Морзе

Сразу замечу, что Морзе не повезло именно как художнику, а не как изобретателю телеграфа. Конечно, скажут, что телеграфный аппарат изобретали и до него, но все же, полагаю, у большинства населения Земли это изобретение ассоциируется с именем Морзе. Так, что можно сказать, он – один из основоположников современной цивилизации.
А как художнику – да, не повезло. Даже в WGA его нет.
Вся биография Морзе (на всякий случай, годы жизни - 1791-1872) – это история борьбы, так что не везло ему и при жизни, причем во всех смыслах. Эпопея с телеграфом достаточно известна, так что повторяться не буду. Только под старость Морзе разбогател, когда в 1854 г. признали его права на изобретение.
Но собственно к живописи.
Морзе был сыном пастора и по совместительству географа, так что можно представить, как отец относился к желанию Сэмюэла заняться живописью.
Первые его опыты – вполне в русле американского примитива:


Семья Морзе. Ок. 1810


Портрет отца, 1810-11 Здесь уже проявляется дарование живописца, при всей наивности.


Автопортрет, ок. 1812-13
А вот этот автопортрет создан спустя примерно два года, после обучения в Англии. Прогресс налицо.
После того, как Морзе вернулся в Америку в 1815 г., он десять лет вел жизнь странствующего живописца. Видно, художнику было тогда сложно разбогатеть.

Д. Быков сравнивает его с И. Глазуновым, но хотя он и добавляет, что в отличие от последнего Сэмюэл Морзе хорошо рисовал, такое сравнение выглядит оскорбительным. Я ищу аналогии с русскими художниками того времени, и не нахожу. Брюллов и Кипренский идеализировали свою модель, Морзе же был реалистом. Он не льстил тому, кого изображал, и потому на его портретах люди зачастую выглядят каким-то незначительными обывателями. Не скрывает он и возраста человека, которого изображает и недостатков его внешности.


Джон Адамс, 1816


Портрет Джеймса Монро, 1819

Даже президент Монро (у которого доктрина), несмотря на ракурс снизу и романтически устремленный вдаль взгляд выглядит очень по-обывательски.


Mrs. James Ladson (Judith Smith)до 1820


Mrs. Daniel DeSaussure Bacot ок. 1820


Mrs. Francis Dallas Quash (Emma Doughty) ок. 1820


Эли Уитни, 1822


Кэтрин Энн Рассел-Нельсон, между 1822 и 32


Сэмюэль Нельсон, между 1822 и 32.


De Witt Clinton, 1826


Иона Платт, 1828


Джордж Хайд Кларк, 1833


Муза. Портрет дочери Сьюзен, 1836


Да, из русских художников в плане реализма к нему близок Тропинин, но у того нет романтического налета, а лица, по сравнению с портретами Морзе выглядят все же немного «приглаженными».


Галерея Лувра, 1831. Картина явно преследует просветительские цели, и близка к аналогичным полотнам 17 века


Капелла Девы в Субиако, 1830.

В конце концов, Морзе добился успехов на поприще искусства, в 1825 году его избрали президентом Национальной Академии Рисунка, которую он сам основал. Но после сорока лет, начиная с середины 1830-х он полностью забросил живопись и посвятил себя телеграфу. Опять же, далеко не сразу.


Сэмюэл Морзе, дагеротип, ок 1845. Морзе здесь примерно 54 года.

Вообще, вся история художника-изобретателя свидетельствует о том, что никогда не следует сдаваться. Не везет сейчас – повезет потом. На этой оптимистической ноте позвольте закончить.
Tags: 19 век, Америка, США, живопись, реализм, романтизм, случайность, техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments