tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

"Любострастнныя движения" и болт*

Из записок В.М. Головнина о посещении острова Танна (Новые Гебриды)



Современные жители острова Танна. Отсюда

"Онъ хотѣлъ знать, есть ли у насъ на кораблѣ женщины, и услышавъ, что нѣтъ, сталъ громко смѣяться и показывать разными весьма явственными и слишкомъ вразумительными тѣлодвиженіями, что женщины необходимо нужны и для чего именно. При семъ случаѣ онъ много говорилъ и казалось, что шутилъ на нашъ счетъ, какъ мы можемъ жить и продолжать свой родъ безъ другаго пола; или смѣялся нашей ревности и страху, что мы скрываемъ отъ нихъ своихъ женъ".


"...Гунамѣ вчера крайне понравилась моя куртка и болѣе по причинѣ блестящихъ пуговицъ, на ней бывшихъ; ибо я былъ столько неостороженъ, что не велѣлъ ихъ какими нибудь тряпками обшить; хотя впрочемъ въ разсужденіи моего оружія я и употребилъ сію осторожность, какъ напр. эфесъ и оправа у моей сабли, пистолетъ и ружья были обшиты синею китайкою, чтобъ блескъ сихъ вещей не прельстилъ дикихъ и не заставилъ бы ихъ просить ихъ у меня. Итакъ куртка моя обратила на себя все вниманіе Гунамы; онъ нѣсколько разъ изъявлялъ желаніе имѣть ее, а мнѣ не хотѣлось разстаться съ вещью, для себя весьма нужною, почему я притворился, что его не понимаю; но къ сегодняшнему утру велѣлъ я обшить разными лентами пестрый госпитальный халатъ, и насадить на него скольбо можно болѣе мѣдныхъ пуговицъ, крючковъ и другихъ бездѣлицъ; шапку на подобіе чалмы сдѣлалъ я изъ бѣлой холстины и украсилъ множествомъ пестрыхъ лоскутковъ, бывшихъ у нашихъ портныхъ; надѣвъ на себя такой шутовской халатъ и шапку, я пріѣхалъ на берегъ: великолѣпіе наряда тотчасъ обратило на себя вниманіе жителей; всѣ они вмигъ закричали: "Эввау!" и начали платье мое разсматривать и удивляться. Гунама, позабывъ уже куртку, глазъ съ моей одежды не спускалъ: гдѣ я ни шелъ, всѣ на меня показывали пальцами, говоря: Арроману, Арроману; то есть: начальникъ, начальникъ. Наконецъ Гунама осмѣлился попросить меня нельзя ли ему отдать мое платье; я долго на это не соглашался, изъясняя, что такой нарядъ стоитъ очень дорого и мнѣ самому нуженъ; напослѣдокъ согласился въ знакъ особенной къ нему дружбы отдать платье и, снявъ съ себя халатъ и шапку, надѣлъ на него; тогда снова всѣ начали кричать: Эввау! и окружили Гунаму, который, пробравшись сквозь толпу, гордо выступалъ по берегу. Въ это время человѣка три или четыре подошли ко мнѣ просить такого же наряда, объясняя, что они такіе жъ териги (владѣльцы или главы), какъ Гунама, и ничѣмъ не хуже его; въ знавъ чего, показывали небольшое птичье перо, воткнутое въ ихъ волосы; къ счастію, подарокъ былъ недорогъ, почему я, не желая ихъ раздражить, и имъ подарилъ по халату, только не такъ уже великолѣпно убранному, какъ тотъ, который Гунамѣ достался. Впрочемъ, кромѣ сего случая, мы не замѣтили, чтобъ они одинъ другому завидовали и вообще казалось, что жители сего острова весьма дружны между собою..."

"Ласковое наше обхожденіе съ жителями и подарки пріобрѣли наконецъ полную отъ нихъ къ намъ довѣренность; въ первый день они едва осмѣливались приближиться къ шлюпу, но мы никакъ не могли склонить ихъ, чтобъ они вошли на него, но теперь безпрестанно они насъ посѣщали. Все видѣнное на суднѣ приводило ихъ въ неизрѣченное удивленіе, а болѣе всего имъ понравились наши зеркала и звонъ колокола; первыя надъ ними имѣли та же дѣйствіе, какъ надъ животными, которыя, видя въ зеркалѣ свой образъ, ищутъ за онымъ другое животное. Дикіе сіи любятъ красить у себя лица; но у нихъ кромѣ красной, черной и бѣлой грубой краски нѣтъ никакихъ другихъ; почему, желая знать, нравятся ли имъ другіе цвѣта, я велѣлъ нѣкоторымъ изъ нихъ расписать лица всѣми красками, бывшими въ рисовальномъ моемъ ящикѣ. Коль скоро показались они своимъ товарищамъ съ такими расписанными харями, то всѣ они, закричавъ эввау, бросились къ намъ на шлюпъ и просили, чтобъ ихъ также украсить; но какъ для удовлетворенія ихъ просьбы у меня недостало бы рисовальныхъ красокъ; то я велѣлъ марать имъ лица маслеными красками какъ ни попало, что доставило имъ большое удовольствіе. Мы отбиться едва могли отъ нихъ и принуждены били издержать около ведра краски."
Сейчас это всё звучит очень неполиткорректно

"Мнѣ чрезвычайно хотѣлось узнать, имѣютъ ли жители какія-нибудь вещи, оставленныя капитаномъ Кукомъ, но не видалъ ни одной; а сегодня увидѣлъ у одного старика небольшой отломокъ весьма толстаго болта, какихъ у насъ на шлюпѣ не было; полагая, что это есть одинъ изъ памятниковъ Кукова посѣщенія здѣшнихъ острововъ, я предложилъ старику за него ножикъ, но онъ предложенія моего не принялъ; я прибавилъ ножницы, онъ и тѣмъ не былъ доволенъ; наконецъ, полотенце еще предлагалъ и множество другихъ вещицъ; но ничто сего упрямаго старца не могло склонить промѣнять мнѣ сей безполезной для него кусовъ желѣза, и потому я заключилъ по лѣтамъ его, что онъ помнитъ капитана Кука и вещь сію хранитъ какъ памятникъ; но послѣ узналъ я, что болтъ сей былъ взятъ на шлюпъ на мысѣ Доброй Надежды и служилъ вмѣсто гири у дверей: матросъ Ступинъ свезъ его на берегъ въ надеждѣ вымѣнять за него у дикихъ какую нибудь рѣдкость и промѣнялъ помянутому старику. Если бы сей островитянинъ отдалъ этотъ кусокъ желѣза мнѣ, то я хранилъ бы его какъ рѣдкую вещь и представилъ бы съ прочими танскими рѣдкостями правительству, не зная ничего о своей ошибкѣ {Сколько, можетъ быть, рѣдкостей хранится въ музеяхъ и кунсткамерахъ подобныхъ этому болту!}".


Чарльз Гордон Фрезер (1863-1899). Каннибализм на острове Танна
Головнину повезло, что наладил хорошие отношения с туземцами))

"Потомъ повѣствуетъ г. Форстеръ, что жители острова Таны, мужескаго пола, скрываютъ ту часть тѣла, которую стыдъ заставляетъ людей скрывать почти во всѣхъ странахъ свѣта, такимъ же образомъ, какъ и жители острова Маликолы, то есть, они дѣлаютъ изъ листьевъ растенія, подобнаго инбирному, остроконечные чехлы, которые надѣвъ на тайную часть поднимаютъ кверху и привязываютъ къ животу снуркомъ, кругомъ тѣла взятымъ. Описаніе сіе совершенно справедливо, но что г. Форстеръ говоритъ далѣе, въ томъ кажется онъ ошибается; вотъ его слова: "мальчики, достигнувъ 6 лѣтняго возраста, уже начинаютъ носить такіе чехлы; сіе подтверждаетъ и то, что я прежде замѣтилъ о жителяхъ Маликолы; а именно, что прикрытіе такое они употребляютъ не отъ побужденія стыда или благопристойности; но напротивъ, видъ онаго имѣетъ еще совсѣмъ противное дѣйствіе: въ каждомъ жителѣ Таны или Маликолы, намъ казалось, мы видѣли живое подобіе того ужаснаго божества древнихъ, которое охраняло у нихъ сады и огороды".
На сіе я сдѣлаю мое замѣчаніе: 6 лѣтнихъ мальчиковъ я не видалъ съ такими чехлами: даже дѣти 8-ми и 10-ти лѣтъ при насъ были совсѣмъ нагіе; но 14-ти лѣтніе мальчики и болѣе носили чехлы, какъ и всѣ взрослые мужчины; и я имѣю очень хорошее доказательство, что они это дѣлаютъ отъ благопристойности, а не такъ какъ Форстеръ думаетъ. Однажды, возвращаясь съ гг. Хлѣбниковымъ и Среднимъ отъ горячаго родника по берегу, мы подошли къ толпѣ островитянъ, изъ коихъ нѣкоторые лишь только послѣ купанья вышли изъ воды и неуспѣли надѣть чехловъ; увидѣвъ насъ, они тотчасъ тайныя свои части зажали руками, потомъ отошли въ сторону и, отворотясь отъ насъ надѣли чехлы и пришли опять къ намъ. Г. Рикордъ предлагалъ одному изъ нихъ драгоцѣнный для нихъ подарокъ за такой чехолъ; когда дикій понялъ совершенно о чемъ дѣло идетъ, то зажалъ себѣ лицо обѣими руками, какъ у насъ отъ стыда дѣлаютъ, засмѣялся и побѣжалъ прочь".


* В хорошем смысле слова
Tags: 19 век, диалог культур, обычаи, первобытное
Subscribe

Posts from This Journal “диалог культур” Tag

  • Жак Дю Бройк. Из готики в маньеризм

    Кажется, у Дворжака я впервые прочитал, что европейские страны за пределами Италии восприняли Ренессанс уже в маньеристическом варианте. Т.е.…

  • Две Лукреции от Лукаса*

    * Кранаха Старшего 1. 2. Вторая, полагаю, представляет собой вольное повторение первой, но авторство Кранаха представляется мне несколько…

  • "Так размышлял повеса старый..."

    "Когда на город ляжет тень, И кончится базарный день, И продавцы бегут, задвинув Засовом двери магазинов, И нас кивком сосед зовет Стряхнуть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments