tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Кривые ноги Рубенса


Питер Пауль Рубенс. Обращение Константина. 1622

Из письма Перейска Рубенсу от 1 декабря 1622 г.:
"Обращение с речью" мне очень понравилось точностью изображения римских военных одеяний, но у многих вызвало возражения ничем иным, как манерой рисовать ноги не прямыми, как обычно, а изогнутыми в виде дуги. Я отлично помню Ваши слова о красивом изгибе ног "Моисея" Фремине и "Св. Петра", и что такой эффект, несомненно существует в природе, чего не могли отрицать и эти критики. Но они говорят, что это недостаток или особенность некоторых народов (якобы там все или почти все имеют кривые ноги), античные скульпторы этого избегали, равно как и Микеланджело, Рафаэль, Корреджо и Тициан, и теперь следует поступать так же; глаза, привыкшие видеть одно, не могут без большого усилия смотреть на другую манеру.
Никола Клод Фабри де Перейск (1580-1637) - ученый, соиратель древностей и друг Рубенса. В письме идет речь о картинах с историей Константина Великого, которые художник послал ко двору Марии Медичи. (Не устаю поражаться работоспособности Рубенса: в это же время он создавал 24 огромные картины из серии о жизни французской королевы - всего за два года).
тут интересно многое, и последняя фраза о силе привычки, в частности, но жизнь показывает, что глаз легко "перевоспитывается". Но ноги персонажей в "Обращении Константина" не такие уж и кривые. По крайней мере, в сравнении с ногами Персея в знакомой всем едва ли не с детства эрмитажной картине (того же года, что примечательно):


Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда. 1622

Для того, чтоы пояснить разницу между барокко и классицизмом (и неоклассицизмом) вкупе с "Персеем" Рубенса я показываю эти две картины:


Пьер Миньяр. Персей и Андромеда. 1679


Антон Рафаэль Менгс. Персей и Андромеда. 1778.

Тут и одной ноги Персей достаточно, чтобы понять, где барокко, а где (нео)классицизм.

Мартен Фремине (1567-1619) - художник Второй школы Фонтенбло, поздний маньерист т.е. Упомянутых картин я не нашел (впрочем, не особо тщательно и искал), но вот фигура какого-то иудейско-изрильского царя в контрапосте и с кривыми ногами:



Бонусом еще одна работа Фремине, или его коллеги по Второй школе Фонтенбло (Туссен Дюбрёй, 1561-1602):


Штриховка - офигеть просто!
А лицо купидона напомнило иллюстрации Гюстава Доре к "Гаргантюа и Пантагрюэлю".

Tags: 17 век, Рубенс, барокко, восприятие, живопись
Subscribe

Posts from This Journal “Рубенс” Tag

  • О долгих и трудных путешествиях.

    Читаю сейчас письма Рубенса. В 1603 г. молодой фламандский живописец ездил по поручению Винченцо I Гонзаги в Испанию с подарками к королю Филиппу…

  • Как кентавр стал Христом, а Христос - Вакхом

    Несколько лет назад у меня был пост про то, как Рубенс написал Христа с античной статуи кентавра Кентавр. Римская копия с эллинистического…

  • Параллели

    Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа, 1617-1618 Эварист Виталь Люмине. Норманские пираты IX века, 1894 У Люмине есть еще вариант…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments