tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

Об остточной культуре

Читаю сегодня в блоге alexander_pavl:

А разгадка проста: безблагода... тьфу, вина в том неспособности русской культуры производить что-бы-то-ни-было массово и стабильно. Подковать английскую стальную блоху, да так, что англичане диву дадутся – это мы могём. Но наладить производство танцующих стальных блох, нет, такое даже в голове уместиться не может, не то что в реальности. Всё, что есть в России – уникально. И каждое уникальное явление претендует на тотальность. Ты любишь Жуковского? Значит, ты ненавидишь нашего Пушкина. Никак не меньше. Любишь Питер? Значит, предпочитаешь его матушке-Нерезиновой. В маленьких русских сердцах, занимая весь объём, помещается только что-то одно.


Впору задуматься: «а почему все, что есть в России уникально»? Не знаю, как насчет автомобилей и подкованных блох, но если говорить про явления культуры, то думаю, причина в том, что культура всегда у нас финансировалась по остаточному принципу. Остальные ресурсы уходили на то, чтобы элементарно выжить. Во многом – из-за климата. И так было на протяжении многих веков русской истории. Разумеется, это плохо, но ничего не поделаешь.
И слой людей, занятых в сфере культуры у нас был очень тонок всегда. И относились к ним не очень уважительно. Кажется, Д.В. Сарабьянов сказал, что Россия –единственная страна, где быть культурным стыдно (или что-то в этом роде). «А чем Вы, сударь изволите заниматься? – Да вот, стихи пишу. – Стихи? Похвально-с. А служите где?» Поэтому «искусство ради искусства» у нас популярностью никогда не пользовалось. Оно должно было служить высоким идеалам, просвещать народ и т.д., только тогда оно оправдывало свое существование. Во многом, такое отношение сохраняется до сих пор.
Почему в Италии в эпоху Возрождения было так много великолепных художников? Потому, что итальянцы могли себе позволить прокормить столько людей, не занятых непосредственно в производстве ( в частности, в производстве сельскохозяйственном). А вот у русских, даже в начале 19 века свыше 90% населения – крестьяне. И – только одно учебное заведение, где готовили мало-мальски пристойных художников. На сорок миллионов населения.
То же самое касается и писателей и музыкантов и т.д. Их мало. А на безрыбье – и рак рыба. Поэтому два великих литератора в голове не укладываются: «Муму» Тургенев написал, а памятник Пушкину поставили.
Культура в России начала развиваться, когда в России появилась прослойка людей, могущих себе позволить длительное время «ничего не делать», т.е. при «освобождении дворянства» при Петре III и Екатерине II. И то, потребовалось 100-150 лет, чтобы получилось что-то на европейском уровне.

P.S. А до боярыни Морозовой я так и не добрался.
Tags: 19 век, 21 век, Россия, искусство, история, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments