
Александр Антонович Риццони (1836-1902) - художник посредственный, но посредственный значит не плохой, а средний. Впрочем, как средний: думаю, если всех живописцев того времени (исключая дилетантов, деревенских богомазов и тех, кто малевал вывески) разбить по уровню мастерства на децили, Риццони окажется в верхнем, а отнюдь не в середине.
Биографию Риццони пересказывать не буду, довольно подробно она описана здесь, а также в Википедии можно посмотреть. Судя по воспоминаниям Риццони был икрене влюблённым в искусство человеком, к тому же еще и бессеребренником. В молодые и зрелые годы он пользовался он получил свою долю славы. С ним дружил (и покупал его картины) Третьяков, Стасов отзывался о нём сдержанно-положительно. Но всё же со временем и местом Риццони не повезло. По сути он очень запоздалый венециановец, по крайней мере, в лучших своих работах.
Россия получила "академическую" (или постренессансную) живопись в готовом виде, она (живопись) не вызревала у нас в течении столетий. Художники "подвинутых" наций (итальянцы, нидерландцы, испанцы. отчасти немцы и французы) в течении 15-17 любовно изучали натуру. У нас эту стадию проскочили, но изучение натуры - фундамент, на котором стоит академическая живопись, а потому и эта самая живопись в первые сто с лишним лет своего существования в России была так себе - чистейший карго-культ (за исключением портрета). Пробел попытался восполнить Венецианов (в этом смысле он близок великим европейским "натуралистам", в самом хорошем смысле слова, от Робера Кампена до Питера де Хоха и даже Яна Вермеера) но уже Федотов - это прежде всего фабула, а едва девятнадцатое столетие перешагнуло за половину, натура сама по себе уже совершенно перестала быть интересна. Какой-нибудь Славянский мог выписывать с великой любовью и тщанием атласные ткани и листки фикуса, но кто знал этого Славянского уже тогда (а теперь и тем более)?

Портрет отца и сестёр. Ок. 1860
М.б. даже 1850-е. Неумело, но по-венециановски.

Жиды-контрабандисты. 1860

Продажа с торгов в Лифляндской губернии. 1862. Картина утрачена

Аукцион в Лифляндской губернии. 1862
Поначалу, Риццони тоже увлекался фабульностью, его картины близки работам раннего Перова (но похуже), но затем повествовательность уходит на второй план.

В синагоге. 1867.
Эта картина уже напоминает работы Гране, которого так ценил Венецианов.

Пустынник, выслушивающий урок. 1668

Зеленная лавочка во Фраскати. 1867

Итальянская лавочка. 1869

Кошки. 1889

Ослики. 1868

Двор в Риме. 1898

Пейзаж в окрестностях Рима. 1896
Постепенно палитра Риццони светлеет
Больше всего Риццони известен своими портретами кардиналов и сценами с участием оных.

Портрет кардинала. 1900

Портрет кардинала. 1898

Совет кардиналов. 1888

Меценат

Игра с кардиналом. 1889

Совещание кардиналов. 1900
Италия слишком долго была местом паломничества для просвещенных людей, "землёй обетованной", и во второй половине 19 века тенденция сменилась на противоположную: "итальянское" стало почти синонимом "упадочного" (к тому же, противоположностью национального). Проживший в Италии почти всю сознательную жизнь и писавший картины почти исключительно на итальянские сюжеты Риццони должен был вызывать неприязнь уже одним этим.
В 1901 г. в "Мире искусства" А.П. Нурок назвал Риццони худшим из современных живописцев. Пожилой художник не выдержал этого и свёл счёты с жизнью. (Это предупреждение всем хейтерам!).
В советское время Риццони, как художник ни в каком смысле не прогрессивный был никому не интересен, и только в 21 веке развитие информационных технологий в сочетании с мещанским (по прежнему) вкусом широкой публики способствовало тому, что он и ему подобные академисты постепенно всплывают из небытия.