tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Category:

Костромское Заволжье-3. Улица Московская и старый вокзал.

Широкая и прямая (по меркам района) Московская улица разделяет Спасскую и Никольскую слободы. От нее же раньше шла переправа через Волгу.



Последняя впервые упоминается в 1560 г., тогда она принадлежала Ю.В. Глинскому. В конце 16 в. она была уже довольно крупным селом – имела две церкви (Никольскую и Космодемьянскую) и 54 двора. В дальнейшем число дворов несколько уменьшилось: в 1649 их было 42 (в них проживало 94 человека мужского пола), а в 1735-36 гг. – 44. В 1771 г. была построена каменная Никольская церковь (уничтожена в начале 1930-х).


Дома на Нижне-Набережной.


Ул. Московская, 4. Жилой дом конца 19 в.


Еще один дом того же времени


Московская, 8. Дом, построенный в третьей четверти 19 в., и сохраняющий традиции классицизма. Массивный козырек прикрывал несохранившийся балкон.








Усадьба Стоюнина, кон. 19 в. Включает главный дом и лавку в кирпичном стиле с элементами псевдоготики.






Еще одна лавка конца 19 в. Рядом с ней – деревянный дом.


Вот такие монстры получаются из старых домов в результате переделок –явление, характерное не только для Костромы. На горе от улицы Московской длинными прямыми лучами расходятся две магистрали. Одна из них – ул. Ярославская была началом дороги на Нерехту, другая – ул. Московская – на Ярославль и Москву.
В 1887 г. общее население слобод составляло 479 человек, в них были два завода – алебастровый и чугунолитейный, две школы, медицинская амбулатория. Еще больше подтолкнуло развитие слобод проведение железнодорожной ветки, соединившей Кострому с Ярославлем (а через него – с Москвой и Петербургом) и строительство вокзала.












Вокзал для станции 2-го класса был разработан инженером Чоколовым. Он небольшой, имеет кирпичный объем в центре и деревянные крылья, декорирован в русском стиле. Собственно, своим декором и примечателен.
Помимо вокзала, на станции имелся еще комплекс зданий: пакгаузы, контора, дома для служащих.




В 1903 г. железная дорога была продлена вдоль берега Волги до деревни Пантусово. Там предполагалось строительство железнодорожного моста (примерно в районе современного автопешеходного моста). Но строительство было отложено, мост возвели в Ярославле, а в Костроме он был построен только в 1932 г. Последствия этого ощущаются до сих пор.
После 1932 г. Вокзал был переделан в жилой дом, а станция стала чисто товарной. Сейчас в здании вокзала находится антикварный салон.


Тем не менее, к середине 20 века Заволжье, удаленное от центральной часть Костромы превратилось, по сути дела в небольшой город. Здесь был ряд крупных предприятий (в частности завод «Рабочий Металлист»). Район застраивается «сталинками», а позднее – хрущовками.
После постройки моста через Волгу в 1970 г. вектор развития Заволжского (в советское время – Димитровского) района сместился на юго-восток. А жизнь в историческом районе стала затухать. После закрытия заводов в постсоветское время он и вовсе стал каким-то мертвым городом. Несколько лет назад закрылась автостанция, обслуживающая ближайшие пригороды правобережья. Она размещалась в бывшем пакгаузе.








Неподалеку, в доме, пристроенном к водонапорной башне, находилась частная художественная галерея «Перпетуум-арт». Она закрылась примерно одновременно с автостанцией.
В общем, довольно печальное зрелище. Даже и не знаю, как это место оживить. Разве что открыть какой-нибудь торгово-развлекательный центр на территории бывшего завода.
Исторические места Заволжья не ограничиваются Городищем и Спасско-Никольской слободой. Есть еще Селище, с которым связаны многие исторические личности и Малышково. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Tags: 16 век, 18 век, 19 век, 20 век, 21 век, Кострома, Россия, архитектура, демография, деревянное зодчество, история, неоготика, разрушения, русский стиль, стили, стилизация, техника, эклектика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments