tito0107 (tito0107) wrote,
tito0107
tito0107

Categories:

"Парад стилизаций" в архитектуре и живописи

В.В. Стасов об архитектуре 19 века: "Лицо, глядящее назад, - это архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом преравнодушно отпускающих товар на аршин и на фунт, - стоит только протянуть руку и достать с полки. Угодно - вот вам пять аршин греческого "классицизма", а нет - вот три с четвертью итальянского "ренессанса".- Нет, не годится? - Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаток первейшего сорта "рококо, Луи-Кенз", а не то - хорошенький ломтик "романского", шесть золотников "готики", а то - вот целый пуд "русского".<...> Вся архитектура для него (архитектора) - перестановка линий и форм, точь-в-точь для театрального портного. Вот он сейчас шил черный трико для Гамлета, а теперь кроит разноцветный кафтан для бородатого Трифона; или он только что кончил последний стежок в золотообрезной тунике Цезаря и уже строчит атласную юбку для княгини Тугоуховской..."


И.П. Ропет (И.Н. Петров). Русский павильон для Всемирной выставки в Париже. 1878

Забавно, что Гратмана и Ропета Стасов хвалил, а разве они не такие же "театральные портные"?
Только я собрался про это писать и прочитал, что Петров-Водкин говорил про Кустодиева. Дескать, тот сначала был натуралистом, но потом безжизненность такого подхода стала для него очевидна и он "решил, что спасение в "стиле" (так!) и начал искать этот стиль". Как по мне, так лучше хороший натуралист, чем плохой стилизатор, но хороший натуралист и не будет долго оставаться натуралистом, он неизбежно обретёт свою манеру. Но Кустодиев хорош во всех ипостасях.
Так вот, со второй половины 19 века в живописи очень много этого "чего изволите-с?", причём не обязательно обращённого к заказчику. Начиная, пожалуй, с прерафаэлитов, в менее явном виде - с назарейцев. Но, полагаю, тут архитектура 19 века повлияла на живопись. Если архитекторы могли "и так, и этак", живописцы решили: а почему мы не можем? Многие крупные художники (не говоря уже о мелких) постоянно экспериментировали, могли поработать и в одной манере и в другой, причём эта перемена не была результатом длительной эволюции.
В былые века такое случалось эпизодически, особенно на стыке двух изобразительных систем. Скажем, некоторые венецианские живописцы 15 века могли работать и в византийской манере и в нарождающейся ренессансной (порой с заметным влияние готики ещё), причём иногда эти манеры сочетались в одном произведении. Но в середине 19 века начался настоящий парад стилизаций, и он продолжается по сей день.

Об этом скажу в субботней лекции про русский стиль.
Tags: 19 век, архитектура, живопись, стилизация, эклектика
Subscribe

Posts from This Journal “стилизация” Tag

  • Московское

    Немного фотографий из недавней поездки в Москву. 1. Аптекарский приказ, музей архитектуры им. А.В. Щусева 2. 3. Фотография с выставки…

  • Вчера, в столице

    Кажется, этот жилой дом построен в нулевых. "Ой при ЛУжке, при ЛужкЕ..." Рядом Петровский путевой дворец. Хотел написать: "Какая эпоха, такое и…

  • И ещё про замыкание круга

    Можно подумать, что это переход от ренессанса к барокко, но на самом деле, это уже барокко движется к неоклассицизму. Фасад церкви…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

Posts from This Journal “стилизация” Tag

  • Московское

    Немного фотографий из недавней поездки в Москву. 1. Аптекарский приказ, музей архитектуры им. А.В. Щусева 2. 3. Фотография с выставки…

  • Вчера, в столице

    Кажется, этот жилой дом построен в нулевых. "Ой при ЛУжке, при ЛужкЕ..." Рядом Петровский путевой дворец. Хотел написать: "Какая эпоха, такое и…

  • И ещё про замыкание круга

    Можно подумать, что это переход от ренессанса к барокко, но на самом деле, это уже барокко движется к неоклассицизму. Фасад церкви…